Пошел искать в поле молоток, а нашел сундук золота. Пять историй невероятно дорогих находок

Автор: Таисия Воеводова. Фото: Максим Тарналицкий
21 мая 2022 в 8:00

Судьба некоторых людей преподносит такие сюрпризы, какие и не снились режиссерам приключенческих фильмов. Представьте удивление американца, который понял, что закрывал дыру на обоях картиной за $1,2 млн, или пары, которая во время уборки на чердаке нашла пыльную статуэтку стоимостью $5,2 млн. Все эти истории лишь показывают, как хорошо иногда сделать уборку на чердаке или прополоть грядки.

Закрыл дыру на обоях картиной с магнолиями

Американцам вообще удивительным образом везет на дорогие находки. А если посмотреть, кто из художников чаще всего покупался за бесценок на блошиных рынках или годами закрывал проплешину на обоях, то американский художник-натуралист Мартин Хед будет где-то в самом топе.

Так и случилось с жителем Индианы, который покупал на рынке старую мебель в дом. Заодно захватил картину с цветами, чтобы закрыть дыру на обоях, которая долго мозолила ему глаза. Мебель с картиной обошлись в $30.

Мартин Хед. Магнолии на золотом бархате. 1888 

Спустя пару лет парень сел играть с друзьями в настольную игру Masterpiece, где игроки соревнуются с другими в торгах на потенциально ценные картины. Представьте удивление американца, который на одной из карточек увидел картину, очень похожую на свою.

После поисков в интернете мужчина связался с художественной галереей в Манхэттене, где хранятся многие работы Хеда, и попросил посмотреть на его картину. Оказалось, это «Магнолии на золотом бархате», написанные в 1888 году. В 1999 году Музей изящных искусств приобрел эту картину за $1,25 миллиона. Теперь у американца явно нет дырявых обоев.

Мартин Хед. Орхидея Каттлея и три колибри. 1871

Похожая участь была у картины «Магнолии на голубом бархате», которую еще один американец купил в Аризоне за $60 в 1996 году. Аукционный дом Christie's в том же году продал ее за $938 тысяч. Другая картина Хеда была куплена за $29 на распродаже в 1989 году жителем штата Висконсин, спустя три года он продал ее на аукционе за $883 тысячи. Так что, если у вас дома висит картина с магнолиями, советуем к ней присмотреться повнимательнее.

Подделка Ван Гога на чердаке оказалась оригиналом

В 1991 году житель Норвегии на чердаке своего дома нашел картину, очень напоминающую по своей технике почерк Винсента Ван Гога. Правда, в отличие от всех остальных картин художника она была не подписана. По семейной легенде, в 1908 году ее купил дед — крупный местный промышленник. Однако во время званого ужина с французским послом последний назвал ее «явной подделкой». Обиженный предприниматель определил картине место на чердаке.

Потомки после смерти решили перепроверить информацию и связались с музеем Винсента Ван Гога в Амстердаме, но тот лишь подтвердил догадки: картина не принадлежит руке знаменитого нидерландца. «Ну не выбрасывать же такую красоту», — решили скандинавы и повесили картину в своем доме.

А спустя 22 года снова обратились в музей. К тому времени технологии шагнули вперед и радиоуглеродный анализ с рентгеном, а также изучение писем художника к своему брату Тео, доказали, что картина действительно была написана художником в 1888 году. После его смерти полотно хранилось у брата, что подтверждает и цифра «180» на обратной стороне — инвентарный номер, который нанесли при описи имущества после смерти Тео.

Проведенная в 2013 году атрибуция подняла на уши всех коллекционеров. Что неудивительно: последняя подобного рода находка случилась аж 85 лет назад.

Впрочем, владельцы до сих пор не спешат ее продавать, ведь стоимость картины растет с каждым годом, сейчас она составляет около $125 млн. Пока владельцы довольствуются процентом от ее показа в музее имени художника в Амстердаме.

Фото: Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме

Искал потерянный молоток, а нашел самый большой в истории Англии клад

В ноябре 1992 года английский фермер Эрик Лоус отправился в поле небольшой деревушки Хоксна, чтобы найти свой потерянный молоток. Из-за высокой травы сделать это было проблематично, и фермер взял с собой металлоискатель, который при выходе на пенсию ему подарили коллеги. Когда-то давно он даже обследовал с его помощью близлежащие поля в поисках клада, но ничего не нашел и забросил металлоискатель как надоевшую игрушку.

Законопослушный Эрик Лоус получил от правительства вознаграждение — около $2,2 млн

Спустя час поисков фермер услышал громкий сигнал и решил проверить, что там зарыто. На небольшой глубине сразу обнаружились пара серебряных ложек и золотых монет.

Как и положено честному англичанину, он вызвал полицию и местное археологическое общество. Тотчас стало понятно, что фермер в прямом смысле слова откопал мечту каждого кладоискателя. Чтобы не наводить шумиху, огромный сундук, мешки с монетами и коробки вместе с куском земли вокруг (это позволяет определить возраст захоронения) в полной секретности увезли в Британский музей на исследование.

От дубового сундука со временем ничего не осталось, поэтому его заменили прозрачной копией. Фото Британского музея

В итоге «клад Хоксна» состоял из 14 780 золотых и серебряных монет, серебряной посуды, 200 украшений с драгоценностями. Клад датируется 407 годом н. э. Насчет хозяев драгоценностей и причин захоронения богатства до сих пор ведутся споры, ведь это был неспокойный период отделения острова от Римской империи, когда романо-британские граждане были настолько напуганы набегами на свои земли всех подряд, что частенько закапывали самые ценные вещи в землю.

В сундуке было много золотых украшений. Фото Британского музея

Законопослушный Эрик Лоус получил от правительства вознаграждение в половину стоимости находки — около $2,2 млн. Хотя в этом не было юридической необходимости, он отдал половину денег фермеру-арендодателю, на земле которого искал свой молоток. К свалившейся на старость лет славе он отнесся абсолютно невозмутимо, как и ко встрече с принцем Чарльзом, на часть денег попутешествовал, остальные отдал сыновьям.

Золотые перечницы. Фото Британского музея

Молоток, к слову, позже тоже нашли. Теперь он также является частью экспозиции Британского музея.

Статуэтка, которая раньше принадлежала дому Романовых

В 2013 году жители Нью-Йорка Джордж и Бетти Дэвис затеяли уборку на чердаке своего дома. Среди мусора они нашли пыльную и потрепанную коробку с маленькой статуэткой казака внутри. Статуэтка была на удивление хорошо прорисованной и украшенной камушками, так что супруги на всякий случай решили показать ее оценщику.

Фото: pinterest.com

 Эксперт ошарашил: это оригинальная работа ювелирного дома Карла Фаберже, выполненная в 1912 году по заказу Николая II, а казак — это телохранитель императрицы Александры Федоровны. Более века назад семья Романовых заказала у Фаберже 50 мини-фигурок из полудрагоценных камней и золота, изображающих крестьян и слуг. Так что эта коллекция «киндеров для богатых» — большой раритет. Как она вообще оказалась в США?

Семья Романовых заказала у Фаберже 50 мини-фигурок из полудрагоценных камней и золота, изображающих крестьян и слуг. Фото: pinterest.com

Выяснилось, что после революции фигурка казака попала в руки американского промышленника, который затем продал ее за $2,3 тысячи, после чего ее следы затерялись. В итоге ее почти за бесценок купил предок американской семьи, а потом статуэтка пылилась забытая всеми на чердаке.

Миниатюра телохранителя императрицы принесла владельцам $5,2 миллиона.

В общем, пара решила подзаработать — стоимость фигурки из агата, нефрита, опала и золота на аукционе оценили примерно в $500—800 тысяч. А после аукциона американцы стали миллионерами: один из коллекционеров приобрел статуэтку за $5,2 миллиона.

«Венера Милосская», откопанная в поле

Лувр — это не только один из крупнейших музеев, но и место, где можно отстоять самые длинные очереди в мире. Впрочем, внутри музея две очереди всегда неизменны: одни стоят, чтобы посмотреть на «Мону Лизу» Да Винчи, другие — переминаются с ноги на ногу у безрукой статуи «Венеры Милосской». Находка этой статуи (как и история потери ее рук) овеяна десятками мифов.

Место находки Венеры на острове Милос. Фото: Chris Brooks/flickr.com

Доподлинно известно, что крестьянин по имени Йоргос Кентротас 8 апреля 1820 года откопал ее на поле греческого острова Милос. Сначала лопата уперлась в столб, а по мере расчистки земли фермер нашел расколотую на части статую: голову и торс без рук, а после — и задрапированную нижнюю часть. Крестьянину фигура не понравилась: непропорционально маленькая голова на лебединой шее, с огромными ногами, да еще и без рук. Что с ней делать?

Фермер решил далеко не идти и предложил выкупить статую французскому мичману Оливье Вутье, который увлекался историей Древней Греции и копал буквально в соседнем поле в поисках чего-то стоящего, что позволит подзаработать на популярной в то время «черной» археологии.

«Венера Милосская» выезжала из музея только во время войны, в 1939 году. Фото: Лувр

В отличие от крестьянина, Вутье находку сразу оценил и пошел в консульство договариваться о перевозке. Там не слишком-то воодушевились перспективой заплатить и везти во Францию «немного изуродованную и со сломанными руками» двухметровую громадину. Решающее слово осталось за консулом — тот приказал купить статую за 836 пиастров. Забегая вперед, даже несмотря на широко развернутую рекламную кампанию Лувра, люди искусства тоже не оценили красоту Венеры. Например, французский живописец Ренуар то и дело обзывал ее «большим жандармом».

Оливье Вутье увлекался историей Древней Греции и хотел подзаработать на популярной в то время «черной» археологии

Что было с разбогатевшим греком, история умалчивает, а вот мореплаватель Вутье во Франции стал знаменитостью. Он написал мемуары, включающие историю находки Венеры, а заодно щедро приукрасил свои военные подвиги (в чем его сразу разоблачили и довели до дуэли). На заработанные деньги моряк купил участок на живописном склоне Лазурного Берега, построил там виллу и провел на ней остаток жизни.

Вилла Вутье на Лазурном Берегу, где он провел остаток жизни

Вопрос о стоимости безрукой Венеры остается открытым: продавать ее Лувр не собирается, потому оценки можно делать только очень приблизительные. Если бы греческий крестьянин оставил ее себе, потомки продали бы ее не меньше чем за 18 млн. За столько, к примеру, продали в 1988 году греческую статую Афродиты, созданную примерно в то же время. А учитывая «маркетинговую раскрутку» «Венеры Милосской», эту сумму можно смело умножать на 20. Пока же рекорд самой дорогой в мире скульптуры — «Указывающего человека» Джакометти — составляет $141,3 миллиона.

Читайте также:

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by