Продолжаем цикл «Бизнес под навесом». В сегодняшнем материале расскажем историю молодой пары, которая полтора года назад съехалась и занялась воплощением бизнеса на дубовых столиках, стульях, полках и так далее. Начинали с поддержкой как друг друга, так и родственников в дедовской мастерской. От первой продажи до остановки рекламы из-за большого наплыва клиентов прошло всего два месяца. Как им это удалось и какой от всего этого дела выхлоп, читайте в материале.
Если вы, как наши герои, начинали с дедовской мастерской, сарая, гаража или балкона в квартире и достигли определенных успехов в своем деле, маякните нашему журналисту в Telegram. Кто знает, может быть, именно вы станете героем нашего следующего текста.
Итак, для того, чтобы начать свое дело в гараже (в нашем случае в дедовской мастерской в Минске), идея должна родиться в нужных головах. И желательно не в гараже.
Вадиму 26 лет. Давным-давно он грезил об «айтишке», потому что так было модно. Поступил в колледж электроники на оператора ЭВМ, отработал распределение на «Интеграле», затем трудился сисадмином на МТЗ и в конце концов устроился к отцу на деревообрабатывающее производство. Вадим, получается, уже третий по семейному древу, кто прикоснулся к дереву. Как только попал на фабрику, об IT и позабыл, зато задумался о чем-то своем. Внимание пало на дедовскую мастерскую, полную инструментов. А материалы? Он уже знал, где их купить.
Его девушке, а одновременно и компаньону — Наталье — 23 года. Она пришла в IT прямой дорогой. Отучилась на пиарщицу и сейчас занимается маркетингом. И хоть у фрезера она не стоит и столы не сверлит, ее роль так же важна: Наташа общается с клиентами, ведет соцсети, настраивает таргет и выбирает референсы для будущих изделий. Ну, и организация фотосетов также легла на ее плечи.
С чего все началось? Полтора года назад Вадиму и Наталье предложили переехать на участок к родственникам, а они и согласились. В мастерской парень хозяйничает около года, живут они здесь же, этажом выше. В какой-то момент молодым понадобилась мебель. Покупать новую — цены кусались. Да и зачем, когда все необходимое для ее изготовления есть буквально за углом.
— Как бы банально это ни звучало, нам просто нужна была мебель в дом. Был и пример для подражания: дед же когда-то сам мастерил. Первое, что сделал, — кровать, затем — кухонный столик. В столярном деле тогда ничего не знал, хоть и проработал у отца семь лет. Учился на ходу, методом проб и ошибок. Потом понял, что с чертежами как-то проще. Даже если изделие новое для тебя, логика и принцип одинаковы. Если научился делать базовые вещи, например столярные соединения, остается только набить руку. Сразу ничего не получится, «косяки» неизбежны. Вдохновение? Оно у меня простое: ничего не сделал — ничего не заработал. Содержать меня никто не хочет, поэтому мотивации хватает. Еще важен здоровый подход: я знаю, что всему научусь. Даже если 20 раз не получится, буду пробовать еще и еще. Все ведь возможно. У других выходит — чем я хуже? — рассуждает парень.
Так со временем Вадим сделал рабочий и кухонные столы, кровать и зеркала (пришлось идти обучаться на курсы). Работал как по вечерам, так и в выходные. В этой же мастерской проводил отпуска, стругая и выпиливая заготовки. В общем, парень втянулся.
— В найме я выгорел. Казалось, что все знания и связи, которые нужны для своего дела, у меня уже были. Сидеть дальше смысла не было, и мы все-таки решились начать производство. Это был риск, потому что не было четкого прогноза, что у нас все будет хорошо. Сглупил еще в том, что не собрал никакой денежной подушки. По сути, ушел в никуда.
Отец первое время думал, что я фигней занимаюсь, да мы и сами не понимали, что делать. Ты не знаешь, что нужно людям. Какие-то деньги появлялись, но они тут же уходили на расходники: масла, наждачки, диски. Спасало то, что у Наташи есть зарплата — с голоду не помрем. Но иногда приходилось брать в долг у знакомых.
Что именно делать — вопрос вторичный, для ребят первостепенной была концепция. Они решили изготавливать мебель из массива по доступной цене. В основном оба смотрели что-то в магазинах и в интернете, а Вадим прикидывал, понимая процесс и себестоимость материала, сколько стоит сделать такую же, но своими руками. По стилю здесь в основном минимализм. Материалы — дуб и сосна — просто потому, что они всегда в наличии. Изделия вышли в три раза дешевле, чем в магазинах, а по качеству, кажется, ничуть не хуже.
— Всегда удивляюсь розничным ценам на мебель в торговых сетях.
Первая продажа — дубовый столик. Дизайн будущего изделия искали в интернете и вместе выбирали, что пустим в массы. Затем неделю его мастерили. Вышел ничего такой, кому-то точно должен был понравиться. Продавали его через объявления в интернете за 200 рублей. Человек попросил немного переделать под свои параметры, но продажа все же состоялась — правда, за 150 рублей. Сторговался. Я уже думал: просто забери его, мне же интересно, как он будет выглядеть в интерьере и поведет себя в эксплуатации.
В общем, на первой продаже молодежь денег не заработала, но поняла, что спрос на такую мебель есть. А спустя два месяца ребята уже не справлялись с загрузкой: пришли крупные заказчики и объемы, к которым никто не был готов.
— Я же работал в спокойном темпе, а тут у тебя заказ на пять-семь изделий, есть сроки, к тому же некоторые вещи я делал в первый раз. Бывало, до двух ночи пилил в мастерской без выходных.
Конкуренция в нише столяров огромная, но заказы, тем не менее, пошли. Вадим предполагает, что свою роль сыграла вкусная цена. В то же время всегда был план Б: если дело вдруг не пошло, он выходит на рынок труда. Сейчас от этой идеи уже отказались, но тогда она успокаивала и снимала стресс в преддверии туманного будущего.
— Деньги — это ладно, не для заработка пока все делается, скорее в ноль. Приятно было услышать фидбэк и через какое-то время получить отзывы. Мебель мы и сами тестируем, но всегда важно мнение клиентов. На него и ориентируемся.
Оказалось, что у ремесленников очень хорошо идут журнальные столики и стулья, а также всякие изделия для декора типа полок из обрезков в виде елочек к Новому году. От зеркал со временем ушли: слишком много мороки, а заработка никакого.
— «Косячный» столик за все время был только один, там я с маслом перемудрил. Ошибки — это хорошо, когда их нет. Я думаю: что-то идет не так — мне же надо учиться и уроки извлекать.
Так как сами по себе столики и стулья — предметы объемные, то и продавать их на ярмарках — идея так себе. Важную роль сыграл таргет в Instagram, которым занималась Наталья. Вложения были минимальные, что-то около $30 в месяц, но они приводили клиентов пачками. Со временем рекламу даже пришлось выключать: не успевало производство.
— Мы вообще не ожидали, что пойдет отклик, но люди стали заказывать. В первый месяц столиков десять мы продали точно, и это несмотря на то, что рекламного бюджета на старте практически не было. Все траты на таргет окупались в раз пять. Многие люди не доверяли: мало подписчиков, аккаунт не слишком распиаренный. Люди горьким опытом научены, что идея переводить деньги за обещания не сулит ничего хорошего, — подхватывает Наталья.
— И все же кто главный?
— Конечно Вадим! — отвечает на опережение Наталья.
— Наташа мне показывает мебель. Да, красиво, но я понимаю, что в производстве есть нюансы: долго делать, нет подходящего инструмента, — а все это напрямую влияет на стоимость. Невыгодно, в общем. Я, конечно, верю в эти идеи, но пока не могу поставить их на поток, — подхватывает мастер.
Онлайн-казино FONBET 2 года: переходите на FONBET.BY и присоединяйтесь к «Празднику бонусов». Весь апрель наслаждайтесь «Месяцем удачи» и получите бонусами до 1 500 000 рублей за ставки в слот-играх. Участвуйте в турнирах и разделите бонусный фонд 500 000 рублей.
Регистрируйтесь и включайтесь в праздничный марафон с приветственным комбо (фрибет 80 рублей для ставок на спорт и 80 фриспинов в онлайн-казино).
Ловите удачные моменты вместе с FONBET.
Гигантских вложений в мастерскую у Вадима не было, так как собирал ее дед. Если не считать саму «коробку», а только начинку в виде инструментов, то станет ясно, что для старта нужно не так уж и много — $2—3 тыс. в эквиваленте. Часть комнаты забита остатками и обрезками, которые в будущем могут превратиться в панно. Рядом масла, лаки, краски и прочие эликсиры долговечности. Много здесь и прототипов — например, шезлонг.
— Как бы там ни было, тут мало места и нет вентиляции — летом жарко, зимой холодно. Работаю в респираторе, но лак все равно воняет — иногда так, что голова может закружиться. Пальцы все на месте, ни разу даже не поцарапал, а занозы в нашей сфере считать не принято.
У меня другой страх: когда много заказов, я не могу спокойно отдыхать в выходные, пока все не сделаю. Поэтому, бывает, и без обеда тружусь. К слову, и спина дает о себе знать, когда весь день шлифуешь. А опилки и пыль — так они повсюду, особенно страдает борода.
Поднимаемся на второй этаж, где живет пара. Вся мебель здесь сделана руками Вадима, а в углу ютятся стулья и столики в ожидании отгрузки. Хотя нет, не все: часы сделал дедушка. Что ж, самое время обсудить цифры.
— Стулья продали за 330 рублей — это очень мало, потому что процесс трудоемкий: каждую рейку нужно отрезать, отшлифовать, собрать. На все эти стулья неделя точно ушла.
— Почему у вас такие низкие цены?
— Считаются материалы (покрытие), расходники, электроэнергия, реклама (10% от заказа) и время, за которое я сделаю. Часто ориентируемся по рынку. Вот ты хочешь получать 50 рублей за час своей работы, но тогда мебель выйдет золотой. Тогда понижаешь аппетиты. Если столик у конкурентов стоит 800 рублей, а я могу точно такой же отдать за 600 и мне хватает, то чем это плохо для клиента? Получается, демпингуем просто потому, что я не знаю, почему он должен стоить на 200 рублей дороже.
С другой стороны, я выставлю его по этой цене, так кто его купит за такие деньги у Вадима из гаража? Может идет переплата за бренд, а у нас его пока еще нет. Есть же разные бизнес-модели: кто-то продает один столик за 10 000 рублей и три месяц над ним пыхтит, другие же делают 10 столиков в месяц и отдают их по 300 рублей. Какая нам ближе, еще не определились.
За февраль выручка составила 3500 рублей при вложении в рекламу $40. Из этой суммы 40% — наша зарплата, остальное уходит на материалы, расходники, доставку.
— Кто основные клиенты?
— Заказывали мебель оптом в кофейню и эклерную, но бо́льшая часть покупателей — это обычные люди, даже не айтишники. Самое классное, что клиенты возвращаются: мол, сперва столик купили, потом стулья, полки, подставки для цветов и так далее. Для нас это лучше любого заработка, потому что ты видишь счастливых людей и в то же время всегда развиваешься, трудясь над чем-то новым для себя.
Стабильной зарплаты в этом деле нет, больничных и, кажется, выходных — тоже. Про отпуск ребята и не заикаются. Но в то же время им нравится быть в роли создателей чего-то своего и вместе проходить путь от идеи до финальной лакировки снова и снова.
— В найме ты отвечаешь за узкий сегмент, а тут присутствуешь на каждом этапе. Родилась идея, сделали образец, привез заказчику, увидел улыбку на его лице — получил плюсик в карму и денег заработал. Самый нелюбимый процесс, как ни странно, — пилить: никакой романтики и креатива. Даже когда шлифуешь, видно, как меняется текстура. Вместе с Наташей наносим покрытие — это самый кайфовый момент. Нет пыли, ничего не гудит, берешь кисточку — и пошло-поехало. Финиш, все получилось, — рассказывает Вадим.
На столиках ребята не останавливаются, в дальнейшем хотят обновить оборудование, возможно, найти просторную мастерскую и расширять ассортимент. Даже сейчас они готовы пробовать себя в чем-то новом.
— Пока что нет уверенности, что именно нужно делать. Сейчас хорошо продаются столы, но кто знает, может, через год будем шкафы мастерить. Хочется делать не единичную мебель, оптимизировать, докупать оборудование, ставить все на поток и делать что-то большое, — завершают ребята.
А вот еще несколько текстов о заработке на дереве:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by