Здесь делают культовые конфеты. Побывали в закулисье «Коммунарки»

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Анна Иванова
20 мая 2024 в 8:00

Мы на «Коммунарке», где уже больше 100 лет делают сладости, с детства знакомые поколениям белорусов. Пришли посмотреть как — и увидели море конфет, полотна суфле и волны шоколада. А еще поговорили про новогодние подарки, пальмовое масло в составе и то, чем белорусские конфеты впечатлили китайцев.

Как делают шоколадки с начинкой

Конфеты, шоколадки и густой горячий шоколад начинаются с какао-бобов. На «Коммунарке» проходят экскурсии, но эту часть производства гостям обычно не показывают — а мы сейчас на нее посмотрим.

Плоды дерева какао похожи на перезревшие огурцы с крупными семечками. Эти семечки выбирают и оставляют ферментироваться на пару суток. Дальше их сушат и упаковывают в мешки. Много километров пути — и вот они в Минске, лежат в цеху на Аранской.

На фабрике бобы обжаривают, снимают с них оболочку (называется она какао-велла). В производстве она не используется, ее продают фермерам: пригодится как удобрение. Пробуем один обжаренный боб — на вкус что-то среднее между горьким шоколадом, кофейными зернами и семечками. Дальше бобы дробят.

Это какао-крупка — один из этапов обработки бобов

Смесь в чане похожа на большую чашку горячего шоколада, но на самом деле есть и пить ее рано. Это результат первичного этапа обработки бобов. В этом чане и какао-масло, и порошок какао, причем все в природных пропорциях.

Настало время посмотреть на шоколадную магию — идем в цех, где делают шоколад с начинкой внутри. На фабрике его называют конфетно-шоколадным, а всего цеха три (еще есть конфетный и просто шоколадный). Вот по конвейеру едут зеленые поликарбонатные формочки. Они подогретые, в них наливается шоколад, а потом в дело вступает холодный штамп: шлеп — и готов верх от шоколадки. За час машина штампует тонну продукта, и работает она обычно сутками — у сотрудников три смены.

Дальше в форму заливают начинку. На этом участке линии людей почти нет. Начинки тоже не видно — она подается по трубам.

Наши экскурсоводы рассказывают, что «Коммунарка» первой в стране сделала шоколад с фруктовыми начинками. Чуть дальше как раз ощущается запах ягод. Пытаемся угадать, что тут делают, — проверьте свою интуицию и вы.

С чем делают шоколад, пока мы снимаем?
1184 человека уже сделали свой выбор!

Дальше слой с начинкой закрывается сверху шоколадом, и готовые брусочки едут по конвейеру на упаковку.


Автомат впереди — это очень ловкие металлические «руки», которые за мгновения заворачивают каждую плиточку в обертку — вот она намотана на валики, видите?

Нужное количество плиточек запечатывают в картонную коробку — и вот шоколадка приобрела магазинный вид. Кстати, кто голосовал выше за клюкву, у вас отменная интуиция.

Сотрудники фасуют шоколадки с клюквенным пюре в коробки, в которых они отправятся по магазинам всей страны.

Как делают суфле в шоколаде

Отправляемся в другой цех. Перед нами линия, которую сотрудники между собой называют «взбивная». Тут делают не только суфле, но и шоколад с нугой, батончики. Будущее суфле на старте достаточно густое. Машина выдавливает его на ленту, как гигантскую зубную пасту. Дальше в дело идут специальные барабаны — они разравнивают поверхность так, что та становится ровной и глянцевой, на вид даже будто пластиковой.

Пласт суфле режут и разделяют на полоски, и они медленно едут дальше ровными рядами.

Так выглядит нарезанное суфле, которое вот-вот покроют шоколадом:

Машина, которая заливает батончики шоколадом, похожа на бариста, рисующего узор на чашке кофе.

Дальше застывшие батончики запечатывают в упаковку, фасуют по коробкам и отправляют в продажу.

Как делают легендарные «Цитрон» и «Ромашку»

Перемещаемся на следующую, последнюю на сегодня линию. Нас встречают хлопья снега — на самом деле это крахмал, и у него тут одна из главных ролей: придать форму будущим конфетам.

Его насыпают на лоток, разравнивают и выдавливают в этом плоском сугробе формочки — хоть пирамидки, хоть брусочки.

Дальше туда наливают начинку и на сутки отправляют застывать. Когда этот лоток возвращается, крахмал сдувают, и конфеты едут глазироваться, а «сдутый» крахмал идет на новый круг и становится формой для очередных конфет.

То, как на конфетах появляется шоколадная корочка, напоминает картины Айвазовского: вал шоколада надвигается на ряды конфет и полностью затапливает их, а потом лишний шоколад стекает вниз.

Дальше конфеты едут застывать в холодильники.

Сейчас на линии делают новые «Столичные» с какао. Легендарные «Цитрон», «Ромашка» и «Черноморочка» тоже родом отсюда.

Снова десяток металлических «рук» быстро заворачивает их в обертку. Таких автоматов тут шесть. Возле каждого — мини-лифт, который увозит конфеты дальше на фасовку. Там у сотрудников настоящее соревнование на ловкость, по результатам которого партия конфет готова отправляться к покупателям.

«„Кузнечик“, который все у нас любят, для Китая слишком сладкий»

За сутки на фабрике делают от 100 до 130 тонн сладостей, в среднем в месяц получается примерно 3 тыс. тонн. Такие объемы создают 1600—1700 постоянных сотрудников, в сезон к ним присоединяются еще временные. Бо́льшая часть сладостей продается внутри Беларуси — в 2023 году это было 60% продукции, а 40% шло на экспорт. Больше всего белорусских конфет уезжает в Россию, на следующем месте — Китай. Сладости добирались и до Японии, Сингапура, Малайзии.

— Понятно, что у китайцев совсем другие вкусы — там больше предпочитают горький шоколад, чем молочный. Очень «заходит» наш шоколад с фруктовыми начинками: он с кислинкой. Хорошо идут конфеты с добавлением орехов. У них востребованы продукты во флоу-паке — почему-то больше доверяют именно этой упаковке, — рассказывает маркетолог Жанна.

— Например, «Кузнечик», который все у нас и в России любят, для Китая слишком сладкий, — дополняет коллегу Анна, PR-руководитель.

Жанна показывает коробку с новым логотипом: привычный бантик освежили

Но есть продукт, где вкусы китайцев и белорусов сходятся: конфеты Lucky Chucky — вы наверняка видели эти яркие упаковки в магазинах. Изначально их разработали под китайский рынок: карамель, орехи, микс сладкого и соленого, упаковка флоу-пак. И, по словам собеседниц, у нас их тоже восприняли хорошо.

На фабрике гордятся своей линией с холодным штампом — это первая, которую мы сегодня видели, а для «Коммунарки» — последняя купленная. Работает она с 2019 года. На ней получается сделать шоколад, в котором будет больше половины начинки. Один из таких — «Детские истории» с маслами ши и какао и без пальмового масла.

— Это прямое импортозамещение детского шоколада наших коллег, но у них содержится пальмовое масло. Мы решили, что этот шоколад будут кушать наши дети и мы не можем позволить себе добавить в него какие-то плохие ингредиенты, — рассказывает Анна.

— Пальмовое масло считается плохим ингредиентом?

— Сложный вопрос, оно тоже бывает разное. Но мы в свой решили добавить масло ши.

Жанна говорит, что в чистом виде пальмовое масло они никуда не добавляют, но на производство приходят кондитерские жиры — оно может входить в их состав. Правда, там пальмовое масло уже обработанное — такое считается пригодным для пищевой промышленности.

Что делать, если хочется конфет без пальмового масла? Читать этикетку: у белорусских производителей по регламенту должны быть расписаны все компоненты, в том числе должна присутствовать фраза «растительный жир».

На «Коммунарке», как в школе, есть летние каникулы — две недели в июле: всю фабрику останавливают для профилактики и подготовки к сезону. Горячая пора тут с сентября по декабрь — причем и по производству, и по продажам. К Новому году вообще начинают готовиться с февраля: смотрят, какие новогодние подарки пользовались спросом, узнают запросы поставщиков — и придумывают, что положить в подарочные коробки в следующий раз. То есть уже сейчас на фабрике знают, что предложат маленьким белорусам к 1 января. В прошлом году продали 1,3 млн новогодних подарков — собеседницы говорят, это почти столько же, сколько в стране детей в возрасте до 14 лет.

Прошлый год еще запомнился количеством новинок — их выпустили 40. И в 2024-м планируют сделать столько же. Идеи рождаются на стыке трендов, технологических возможностей и запросов людей. Например, один из свежих запусков — зожные конфеты без сахара с протеином. На фабрике заметили, что они сразу начали хорошо продаваться — и теперь их делают больше. Из необычных вкусов, «зашедших» белорусам, — имбирь-лимон и вишня с перцем (этот особенно понравился мужчинам).

В кафе на Аранской — родословная старейших конфет

Неужели классика проигрывает новым вкусам? На фабрике считают, что нет. И в подтверждение приводят свой топ самых популярных у белорусов конфет:

  1. «Столичные» классические — мы недавно проверяли, после какого количества конфет нельзя за руль.
  2. «Любимая Аленка».
  3. «Столичные» с какао — это как раз новинка.
А вы за классику или за новые вкусы?
972 человека уже сделали свой выбор!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by