Сейчас в мире насчитывается около 180 находящихся в обращении валют, которые в тех или иных признанных, частично признанных или вовсе не признанных государствах или на их зависимых территориях считаются законным платежным средством. Их можно делить по категориям бесконечно. Какая валюта самая торгуемая в мире? Доллар США (по крайней мере пока). Какая самая стабильная? Скорее всего, швейцарский франк (но это не точно). А какая самая дорогая валюта или самая дешевая? Так как валюты торгуются в парах, для начала необходимо найти общий знаменатель, к которому можно было бы делать привязку. И в данном случае вновь не обойтись без пока еще самого распространенного в мире американского доллара — хотя бы потому, что некоторые фигуранты данного рейтинга просто намертво привязаны к нему и их курс не определяется рыночными методами. Для каждого из топов мы выбрали первую пятерку и расположили фигурантов списков в обратном порядке.
Фунт стерлингов — самая известная и популярная денежная единица среди всех участников этого рейтинга. Достаточно сказать, что в списке самых торгуемых валют мира она занимает четвертое место, а также входит в число резервных валют, то есть тех, в которых центральные банки разных стран предпочитают накапливать свои резервы. Как обычно в Великобритании, свою роль играет и богатая историческая традиция, ведь фунт стерлингов — это еще и самая древняя валюта мира, находящаяся в непрерывном обороте. Впервые он начал использоваться с распространением на Британском архипелаге каролингской монетарной системы примерно в 800 году нашей эры с ее привязкой стоимости денежной единицы к весовому фунту.
Еще в середине XX века эта валюта, возможно, и вовсе была самой дорогой в мире.
По крайней мере перед Второй мировой войной за 1 фунт давали $4,86, а с началом конфликта власти Соединенного Королевства и США договорились о привязке британской валюты к американской из расчета 1 к 4,03. Те времена давно прошли. В течение второй половины XX века ее курс постепенно падал, в определенные моменты достигая чуть ли не паритета с долларом. Интересно, что на многих британских зависимых территориях (например, на Гибралтаре или острове Джерси) в ходу свои собственные фунты, но привязанные к фунту метрополии. Так что можно сказать, что все они также занимают пятую строчку рейтинга.
Интересно, что в свое время и на территории Иордании в ходу был свой фунт, приравненный к британскому. С 1920-х годов территория этого ближневосточного королевства (в формате эмирата Трансиордания) являлась протекторатом Великобритании и вместе с подмандатной Палестиной использовала в качестве расчетного средства так называемый палестинский фунт. Независимость страна получила в 1946-м, а еще спустя четыре года ввела собственную денежную единицу, важный символ суверенитета.
Валюта получила традиционное для арабских стран название «динар».
Иорданский динар как раз представляет собой образец валюты, и поныне жестко привязанной к расчетному средству другой страны. Правда, сейчас это уже не фунт стерлингов, а доллар США. С 1995 года официальный курс 1 динара зафиксирован на отметке $1,41. Сделано это из экономических соображений. Иордания — страна, стратегически зависящая от ввоза туда разнообразной продукции (в первую очередь энергоносителей), а сильная национальная валюта как раз удешевляет импорт.
Оман — тихая и спокойная страна в юго-восточному углу Аравийского полуострова. В отличие от соседнего Йемена, в ней нет каких-то внутренних конфликтов, но нет и планетарных амбиций, как у других монархий Персидского залива, например ОАЭ или Саудовской Аравии. Углеводородов, впрочем, тоже не так много, как у северных соседей, но вполне достаточно для обеспечения стабильной и сытой жизни для своих граждан.
Долгое время Оман в качестве расчетного средства пользовался индийской рупией.
С 1940 года в качестве ее замены в тогда еще зависимых государственных образованиях региона была введена рупия Персидского залива. Лишь с 1970-го, с момента получения Оманом независимости от Великобритании, в стране появилось собственное денежное средство — риал. И с тех пор он имеет привязку к одной из мировых валют: первые три года — к британскому фунту, затем — к американскому доллару. Первоначальный курс составлял $2,86 за оманский риал. В 1986 году его несколько девальвировали, но в последние 38 лет курс стабилен — $2,60
Бахрейн, еще одно государство Персидского залива, является самым небольшим в регионе, но нефти вдоволь и там. История денежного обращения в этом королевстве напоминает оманскую. На начальных этапах формирования современной государственности жители архипелага (а Бахрейн расположен на островах) пользовались индийской рупией, которую затем сменила рупия Персидского залива. Правда, своей валютой Бахрейн обзавелся еще до получения независимости от Соединенного Королевства.
В 1965 году, после резкой девальвации индийской рупии упала и стоимость рупии Персидского залива.
Правящая династия, не желая зависеть от этих колебаний, решила ввести в обращение собственные деньги. Правда, отвязавшись от рупии, власти страны тут же привязали свой новенький динар к другой валюте — казавшемуся им куда более стабильным доллару США. С динаром связаны два любопытных факта. Во-первых, на протяжении восьми лет, на рубеже 1960—1970-х, бахрейнский динар являлся официальным платежным средством еще и в соседнем эмирате Абу-Даби. А во-вторых, до 2008 года динар занимал лишь третье место в списке самых дорогих валют мира — впереди него была мальтийская лира, за которую давали $3,15. Однако 1 января 2008 года лира стала историей, в Мальте ввели евро, и бахрейнский динар взобрался на вторую позицию в списке.
Самой дорогой валютой мира может гордиться опять же страна Персидского залива, и это вновь динар — правда, на этот раз уже кувейтский. Своей разновидностью этой денежной единицы, название которой восходит еще к древнеримскому денарию, страна обзавелась чуть позже Иордании, в 1961 году. Ее исторический путь длительное время напоминал соседей: привязка к британскому фунту, а затем к доллару.
Однако в итоге Кувейт пошел собственной дорогой.
С мая 2007 года кувейтский динар привязан не к американской денежной единице, а к корзине валют основных торговых партнеров страны. Ее состав центральный банк эмирата не раскрывает, поэтому курс динара к доллару США колеблется, что дает правительству Кувейта определенную гибкость и позволяет не зависеть от флуктуаций стоимости одного чужого денежного средства. Впрочем, это никак не сказывается на статусе динара. Своего первого места он не теряет уже долгое время.
Сьерра-Леоне — бывшая британская колония в Западной Африке, получившая независимость в начале 1960-х годов, как и многие другие страны континента. Своей валютой государство обзавелось уже в 1964-м, и в данном случае хотя бы обошлось без типовых названий. Вместо западноафриканских фунтов в стране стали обращаться патриотичные леоне. Первоначально за 2 леоне можно было купить целый британский фунт, однако затем что-то начало идти не так.
Начиная со второй половиной 1960-х Сьерра-Леоне вступает в период внутренней турбулентности.
Военные перевороты следуют один за другим, и даже периоды относительной стабильности наполнены коррупцией, злоупотреблениями и политическими убийствами. В 1990-е все и вовсе закончилось гражданской войной. Это сопровождалось еще и все ускоряющейся инфляцией и девальвацией леоне. Еще в 1986-м за $1 США давали 6 леоне, в следующем году — уже 45, ну а сейчас счет идет на десятки тысяч.
Лаос пребывает в тени своих соседей по Юго-Восточной Азии. Таиланд, Камбоджа, Вьетнам смогли развить туристическую индустрию, промышленность и с той или иной степенью успешности превратиться во вполне благополучные государства, особенно на фоне передряг, через которые многим из этих стран пришлось пройти в XX веке.
Лаос же не имеет выхода к морю и в принципе остается малоизвестен.
Кип как национальную валюту ввели еще в 1955 году взамен индокитайского пиастра, основного денежного средства на территории французских колоний региона. К настоящему моменту как основное расчетное средство его используют во внутренних районах Лаоса. В приграничных же территориях, включая столичную, параллельно с кипом вовсю принимаются доллары США и тайские баты. Не самая лучшая реклама для валюты суверенного государства.
На самом деле, попадание в список самых дешевых валют вовсе не всегда говорит о плачевном состоянии экономики той или иной страны. Этот тезис лучше всего иллюстрирует пример соседнего с Лаосом Вьетнама. Формально его донг дешевле лаосского кипа, но показатели внутреннего развития страны даже сложно сравнивать, настолько благополучнее обстоит все во Вьетнаме.
Эта страна умудряется поддерживать одинаково ровные партнерские отношения и с Китаем, и с Россией, и с США, и с бывшей метрополией — Францией. Ее руководство очень прагматично руководствуется соображениями собственной выгоды, предпочитая торговать со всеми. Стоимость же донга можно объяснить экспортной ориентированностью вьетнамской экономики. Более слабая национальная валюта делает производимую в стране продукцию более конкурентоспособной на внешних рынках.
В двух странах — лидерах этого списка ситуация особенная — прежде всего потому, что официальный курс, установленный центральными банковскими учреждениями, отличается от того фактического, по которому люди обычно меняют деньги.
В каждом из случаев такая ситуация была обусловлена особым набором факторов.
Ливан, некогда самая благополучная страна Ближнего Востока, пройдя через сложнейший период гражданской войны и новый этап бурного развития экономики, в 2020-м вновь вступила в черную полосу своей истории. Пандемия коронавирусной инфекции совпала с тяжелейшим финансово-экономическим кризисом и техногенной катастрофой в бейрутском порту. Сейчас к этому добавилось и обострение ситуации во всем регионе. Фактически Ливан (а точнее, действующие на ее территории военно-политические группировки) стоит на грани военных действий с Израилем. В итоге все последние годы стоимость национальной валюты падала, инфляция зашкаливала, а закончилось все двумя курсами: официальным и черным. Впрочем, черный рынок там легальный, а доллар США получил фактически параллельное хождение с местным фунтом (или лирой, как еще называют эту денежную единицу).
В Иране же все обусловлено действующими жесткими экономическими санкциями против страны. Иногда их ослабляют, и тогда иранский реал начинает дорожать. Когда санкции ужесточают, реал девальвируется. Ситуация развивается довольно динамично, но так или иначе существование нескольких параллельных курсов национального платежного средства — это реальность, в которой уже долгое время существуют жители страны.
Официальный курс субсидируется государством, и им имеют право пользоваться компании, которые импортируют стратегически необходимые для Ирана товары (например, лекарства или зерно). Курс риала для частных лиц определяется рыночными факторами, и его изменения в ту или иную сторону могут быть очень значительными. В последние годы все чаще говорится о необходимости прийти к некому единому значению стоимости расчетного средства и, возможно, его деноминации (введение так называемого тумана, равного 10 тыс. современных риалов). Как бы то ни было, за последние десятилетия Иран научился жить под санкциями и, можно предполагать, приспосабливаться к изменению этих внешних обстоятельств.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by