Однажды Кристина взяла себе котенка. Параллельно пришла мысль, что помогать можно и другим животным — через волонтерство, приюты и другими способами. А потом все сложилось так, что она стала зооняней и ездит по всей стране, чтобы присматривать за домашними животными. «В офис с 8 до 17 возвращаться больше не хочется», — признается Кристина.
Мы встречаемся с Кристиной как раз во время ее знакомства с новыми питомцами. Их трое: два кота и стафф Лео, который любит фотографироваться больше остальных.
Хозяева питомцев нашли Кристину благодаря сарафанному радио — в этой сфере часто так и бывает. Это их первая собака и первый в жизни опыт поиска зооняни, чтобы спокойно поехать в отпуск и оставить домашних животных под присмотром.
По образованию Кристина инженер-строитель и экономист по коммерческой деятельности. У нее была стандартная офисная работа с восьми утра до пяти вечера, преподавание студентам, но она оставила привычную работу и в этом году оформила самозанятость, чтобы работать зооняней.
— Откуда такая радикальная смена профессии?
— Можно сказать, что я шла к этому давно. Все началось много лет назад, когда я в осознанном возрасте решила взять котенка — это был мой подарок себе на день рождения.
Я взяла ее с лишаем, лечила и задумалась, что в областном центре нет приюта, где бы помогали животным и пристраивали их в добрые руки. Начала изучать, как работают волонтерские проекты помощи животным, например приют «Старый кот» в Минске.
Параллельно Кристина видела, что у знакомых часто были проблемы с тем, чтобы оставить домашних животных с кем-то, когда они уезжают из дома. Условия в гостиницах для животных устраивали не всех: кто-то видел, что не так много места, как хотелось бы, а еще у питомцев был стресс из-за вынужденного переезда, их не могли выгуливать по привычному графику, а только когда освободится сотрудник. Работа зооняни — это более индивидуальный подход, говорит Кристина.
На улице Лео практически сразу решает, что это будет спортивная прогулка с пробежками.
— Нам часто говорили, что с собакой такой породы будет тяжело заниматься, это не для первого раза, — говорит Алексей, хозяин Лео. — Мы рискнули и ни о чем не жалеем, собака очень добрая. Есть представления, что они могут быть агрессивными, но, с другой стороны, про стаффов говорят, что это собаки-няни, их можно с детьми оставлять.
Специфика работы зооняни — надо понравиться и хозяину, и питомцу, который должен привыкнуть к новому человеку. С животным необходимо наладить контакт — это обязательная часть работы и, возможно, одна из самых ответственных.
— Надо побегать на работе? Нет, это не смущает, — смеется Кристина. — Раньше мечтала о таком, когда у меня была сидячая работа за компьютером. Со временем приходишь к делу, которое тебе действительно по душе.
В стране есть пару сотен людей, которые готовы присматривать за домашними животными. И это давно не только студенты, в этой сфере даже пробовали запускать несколько стартапов. Специального образования для этой работы не нужно, но Кристине помогает опыт волонтерства. У зоонянь есть общие стандарты работы с животными с учетом их привычек и особенностей, но бывают и отдельные пожелания хозяев.
— Люди как-то уезжали в Грузию на неделю, а у них коты и собака. Просили прислать видео: «Мы так соскучились».
С точки зрения закона стать зооняней сейчас максимально просто. Кристина решила стать самозанятой, скачала мобильное приложение и платит налог на профессиональный доход. Она может оказывать услуги обычным людям и бизнесу, работать по всей стране.
Если вам тоже нужны услуги зооняни, можно написать Кристине в Instagram.
В этом году Кристина стала участницей менторской программы для предпринимательниц из Витебской, Могилевской и Гомельской областей. Программа проходит в рамках инициативы Программы развития ООН по содействию устойчивому социально-экономическому развитию Беларуси в партнерстве с Министерством экономики. Изначально девушка пришла туда как менти (тот, кому нужна поддержка ментора).
— Подруга сделала репост менторской программы, и я просто успела запрыгнуть в последний вагон, заполнила анкету для регистрации в крайний день. А потом приходит ответ: вы зачислены!
Так Кристина стала одной из 30 менти программы, у каждой из которых появился собственный ментор из числа опытных владелиц и руководительниц малого и среднего бизнеса. В процессе работы ментор Кристины посоветовала ей оценить, как можно монетизировать ее навыки и хобби, а именно попробовать оказывать услуги зооняни.
Эта работа как раз перекликается с мечтой Кристины — построить гостиницу для животных с комфортными для них условиями.
Сейчас Кристина совмещает несколько работ. Услуги зооняни хотя и востребованы, пока это частичная занятость. Заработок зависит от количества заказов, поэтому каждый месяц он будет различаться. Расценки за свою работу зооняни определяют самостоятельно, в первую очередь оценивается основной ресурс, который они тратят, — время.
— Это всегда обсуждается индивидуально и зависит от того, сколько дней нужно присматривать, какой объем работы и необходимо приезжать на территорию заказчика или жить там. С котиками работы поменьше: убрать лоток, покормить, погладить. Собаку нужно выгуливать. Если надо присматривать весь день, могу переехать к собаке на неделю, так даже может быть проще.
Оплата зависит еще и от количества животных: не у всех одна собачка. У меня были заказчики с двумя собаками, причем кардинально разными по характеру. Когда одну нужно выманивать вкусняшками из-под дивана, это тоже определенный стресс.
Услуги зооняни могут заказывать самые разные клиенты. Тут важен даже доход заказчика: а готов ли он в принципе тратиться на такую услугу?
— Я обсуждала эту тему со многими знакомыми: сколько они готовы заплатить за свободу перемещения и присмотр за животными? Кто-то готов тратиться на зооняню и говорил, что согласен оплачивать это как восьмичасовой рабочий день, кто-то выделять бюджет не готов.
За краткосрочную работу могут быть цены и от 10 рублей, если это один выгул. За длительный присмотр цены другие, но тоже все обсуждается индивидуально: одно дело — услышать оплату 50 рублей за день, но если умножить на 10—14 дней отпуска, это уже другие деньги. Но если нужна услуга на длительный период, цена корректируется, она будет меньше.
— Сколько не жалко отдать за услуги зооняни? — интересуемся у хозяина стаффа.
— Если специалист хороший, можно отдать больше. Для ухода за собакой в целом не жалко. Для меня, например, это не проблема.
Если говорить про занятия с кинологами, то там за один час берется от 30 до 60 рублей — тут будет немного дороже, если человек выделяет весь свой день, это можно сравнить с полноценной няней с уходом за ребенком.
Кристина готова работать не только в родном Могилеве и Минске, где она сейчас живет, но и в других городах. В такой мобильности есть плюсы при поиске заказников, но бывают и форс-мажоры.
— Я специально могу приехать, если надо присмотреть за питомцами. Девушка попросила присмотреть за котенком три дня. Договорились заранее, я приехала в Могилев, и оказалось, что услуги не нужны.
Как и многим, кто начал работать на себя, Кристине пришлось с нуля разбираться со многими вопросами: как одному пытаться построить бизнес, искать клиентов и рекламировать свои услуги. Как раз последнее на старте оказалось достаточно трудным. Чтобы начать работать зооняней, стартовый капитал не важен, но надо вкладываться в продвижение — если не деньгами, то точно временем и навыками. Оказалось, это не так просто.
— Я не блогер, поэтому сложнее всего оказалось вести социальные сети, создавать контент и публиковать его. Это обсуждали во время менторской программы и пришли к выводу, что надо искать специалистов, которые помогут поработать с ними. Например, если кто-то ищет себе проекты для портфолио и согласится поработать с моими страницами, почему бы и нет.
Помимо соцсетей и сарафанного радио, работают обычные объявления в интернете на разных площадках, где люди ищут исполнителей самых разных услуг.
— Люди откликались на объявления — такой способ продвижения действительно работает. Но некоторые люди удивляются и не могут поверить: «Это и в самом деле существует такая работа?»
Кроме зооняни, Кристина находит проекты, где она может быть моделью, и параллельно присматривает варианты работы в туризме.
— Кто-то может подумать, что это легкомысленно, раз у меня столько занятий. Но, во-первых, мне это действительно интересно, а во-вторых, это возможность не складывать все яйца в одну корзину в финансовом плане. Я слышала мнение, что идеально вообще иметь семь источников дохода. У меня нет детей, поэтому я могу позволить себе мобильность и не так привязана к одному месту, к тому же мне нравятся движение и общение с людьми.
— Какое может быть развитие дальше?
— В идеале это открытие зоогостиницы. Сейчас я могу взять котов в свою квартиру, но только стерилизованных или кастрированных животных, которые не метят территорию.
Конечно, пока это все нестабильно и зависит от количества заказов. Где-то я себя ограничиваю добровольно в своих «хотелках», но это цена за мою свободу. Не говорю, что всем надо бросать работу и заниматься фрилансом, но именно мне это подходит.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by