Анастасия пришла в магазин, рассчиталась на кассе самообслуживания и уехала. В пути дошла СМС из банка — списали деньги только за часть покупки, покупательница решила позвонить в магазин и разобраться.
— Уверена, тут можно сломать мозг не одному юристу. Ситуация: пробиваю на кассе самообслуживания известного минского гипермаркета два товара (лакомства для собак и пиалу). Пикнула каждый товар, в экран не вглядываюсь (пикнуло же два раза, позиции две), оплата телефоном.
Анастасия говорит, что торопилась, увидела на мониторе, что оплата прошла, а чек она не брала.
— Через несколько минут (уже в пути в другой город) приходит уведомление от банка — деньги списаны только за лакомство для собак. Но я же честный человек… Звоню на инфоцентр, описываю ситуацию. Называю время, штрихкоды товаров. Несколько раз инфоцентр перезванивал, чтобы что-то уточнить, разбирались с охраной. Я за это время уезжаю на 50 км от Минска.
Перезванивают: возвращайтесь и оплачивайте (1,99 рубля), или это кража. Прошу администратора перевести кому-нибудь стоимость товара / положить на телефон (а вы там пробейте такую же пиалу). В отказ, мол, нам так нельзя. И вот ночью я разворачиваюсь и наматываю лишние 100 км (туда и обратно), чтобы наверняка оплатить.
По словам Анастасии, на следующий день она снова позвонила в инфоцентр, чтобы узнать, смотрели ли работники камеры.
— По камерам удостоверились, что товар я пробила, но произошел сбой и товар не отобразился в чеке, весы также не просигналили о несоответствии веса на платформе товарам в чеке, — описывает покупательница. — Ошибка не появилась у администратора. Чего я добилась? «Ну, извините, сбои бывают».
Насколько в рамках закона поступил сотрудник магазина, когда пригрозил мне кражей без основательного разбора ситуации? Как вообще правильно было поступить в данной ситуации (неоплата товара из-за сбоя в системе без злого умысла)? Можно ли привлечь магазин к ответственности, например, за причиненный моральный ущерб? Сбой в системе, а моя честь и достоинство унижены подобным отношением. Скомканных извинений от охраны и сотрудников я добилась, но время, нервы и как минимум затраченный на возвращение в магазин бензин они не вернут.
Что делать в таких случаях? Мы спросили у юриста Татьяны Ревинской.
Юрист поясняет, что такие случаи, когда товар пробивали, но он не попал в чек, действительно могут быть, покупатель может не обратить на это внимание и забрать товар. В то же время, как правило, система контроля кассовых операций дает возможность следить за операциями на кассах самообслуживания.
Если покупательница попала в такую ситуацию и действовала неумышленно — это не кража.
— Другой вопрос, обнаружил ли бы магазин неоплату товара, если бы героиня сама не сообщила об этом. А если и так, то в любом случае было бы разбирательство.
То, что работник магазина, как утверждает героиня, «пригрозил, что это кража», не думаю, что следует воспринимать как оскорбление или как-то иначе, поскольку нужно понимать, что работник магазина при выявлении любого нарушения должен принять меры и исключить повторение. То, что героиня решила вернуться в этот же день в гипермаркет, чтобы выяснить ситуацию и оплатить товар, — ее добрая воля.
По словам юриста, когда работники магазина обнаружили бы неоплаченный товар, они могли обратиться в милицию, где в любом случае провели бы соответствующую проверку с вызовом сторон.
— Применительно к конкретной ситуации законных оснований для компенсации магазином морального вреда, как и расходов на бензин, не имеется.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро