Белорус жаловался, что получает рекламу женского белья, а согласия на это не давал. В итоге оказалось, что рекламодатель прав: подпись мужчины нашлась в необычном месте. Про такие интересные случаи из своей работы рассказала сегодня начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик на митапе «Баланс прав. Как защитить потребителей и их персональные данные».
Человек обратился в организацию, которая консультирует по выдаче займов и кредитов: куда обратиться, чтобы точно дали кредит. В процессе беседы клиент оставляет свои персональные данные, в ответ получает 3—4 банка с обещанием: «Там вам точно дадут кредит». Обращается в них — и в кредите отказывают. Спустя время человек решил попробовать снова получить кредит, только уже самостоятельно.
— Приходит в банк, оформляет документы — и ему выдают кредит. И тут приходит сообщение от компании, которая его консультировала: уважаемый, вы получили кредит, а это мы вас проконсультировали — в договоре у нас написано, что вы заплатите деньги, когда банк выдаст кредит.
Инна Гаврильчик рассказывает, что услуга стоила 750 рублей, а иногда и дороже — и таких жалоб к ним поступало достаточно много. Выяснилось, люди подписывали согласие на то, что компания-консультант может использовать кредитную историю клиента — и оно давалось на полгода. Разбираться тогда пришлось с участием Нацбанка.
Мужчина пожаловался в МАРТ на то, что получает слишком много рекламы в Viber — той, на которую не давал согласия, среди прочего там была реклама колготок, женского белья и косметики.
— Мы начали разбираться и нашли согласие — причем истинное. Он раньше согласился на получение рекламы от ИП, который организовывал праздники — и сама формулировка звучала как «Согласие на получение рекламы от индивидуального предпринимателя и его партнеров» — это и был ключевой момент. Мы проверили все договоры, оказалось, ИП ничего не нарушил — присылал рекламу исключительно партнеров, — рассказывает Инна Гаврильчик и отмечает, что такие подписи и галочки нужно ставить осознанно.
Так обычно называют покупателей, которые не просто знают свои права, но и злоупотребляют этим и даже стараются заработать на компаниях, чьи товары или услуги приобретают. Но в нашей стране таких людей не так много, проблемы они не представляют, говорит Дмитрий Малец, председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей».
— Действительно мы наблюдаем активность граждан в отстаивании своих потребительских прав, но не было ни одного факта злоупотребления в нашей практике. Конечно, бывают ситуации, когда спор незначителен, есть возможность урегулировать его в досудебном порядке, а человек желает большего, например, компенсацию морального вреда. Но такой проблемы сейчас нет. Мы обычно таким людям разъясняем действующее законодательство.
— Есть систематические жалобщики?
— Есть люди, которые обращаются к нам повторно, и даже многократно, особенно если мы однажды уже успешно защитили их интересы. Но это лишь говорит о нашей работе, — улыбается Дмитрий. — Правда, бывают люди, которые систематически обращаются с необоснованными претензиями. Все-таки главным образом мы нацелены на досудебное урегулирование. В прошлом году нами было подано более 400 исков в суды, а мировых соглашений заключили около 100.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро