«Мы видим, как компании разоряются на ровном месте». Аудитор рассказала о своей работе

Автор: Ольга Ленская. Фото: архив Onlíner, Дина Яроцкая
25 766
02 июля 2025 в 8:00

«Серьезные недоплаты налогов, воровство сотрудников или элементарная неграмотность собственника приводят компанию к убыткам или банкротству. Мы регулярно сталкиваемся с такими ситуациями», — делится наболевшим Елена Жугер, собственник аудиторской компании «Белаудитальянс». «Чем грамотнее будет наше бизнес-сообщество, тем больше у нас будет успешных предпринимателей», — уверена аудитор. О проблемах белорусского бизнеса, о том, почему удержание ценного специалиста порой становится сложной моральной дилеммой и как совмещать профессиональную строгость с искренней заботой о людях, она рассказывает в интервью Onliner.


«Случайных людей здесь нет»

— Елена, ваш профессиональный путь выглядит впечатляюще: от налоговой инспекции до создания собственной аудиторской компании, которая работает на белорусском рынке уже 20 лет. Как получилось так, что для собственного бизнеса вы выбрали такую регламентированную и ответственную сферу?

— Я никогда не думала, что буду заниматься аудитом, не ставила перед собой такой цели. Но сказать, что я попала в эту профессию и в эту сферу случайно, тоже будет неправильно. Случайных людей здесь нет.

Свой первый серьезный профессиональный опыт я получила, когда работала в налоговой инспекции. Там был отдел, который занимался экспертизой актов налоговых проверок. Мои учителя и наставники заложили тогда во мне умение видеть возможные риски, оценивать проблемные ситуации с разных сторон. Эти навыки и сам способ мышления во многом определили мой профессиональный путь.

Когда я стала задумываться о смене места работы, я уже участвовала в нескольких аудиторских проверках, но серьезного опыта еще не накопила. Важным этапом профессионального роста для меня на тот момент было получение аттестата аудитора — это ценный документ подтверждения квалификации.

После налоговой я устроилась бухгалтером в небольшую торговую компанию. Но там мне как-то очень быстро стало скучно. Буквально с первых дней я внедрила 1С, она как раз только появилась на рынке. Уже через два года я поняла, что мне здесь больше нечего делать: все подконтрольные мне участки были автоматизированы, процессы налажены.

На личном фронте тоже все складывалось хорошо: я успела выйти замуж, родить ребенка, а потом начала присматриваться к окружающему миру — искать, где бы еще применить себя.

— Как вам удавалось совмещать материнство с профессиональным ростом и развитием карьеры?

— У меня была достаточно высокая заработная плата: для меня было важно сохранить трудоспособность после рождения ребенка. И знаете, тут мне тоже очень повезло: у меня замечательная свекровь. Она пошла в декрет вместо меня — сначала с первым ребенком, а потом и со вторым. У меня два сына: старшему сейчас 23, младшему 16. Второй ребенок появился, когда у меня уже был собственный бизнес.

Так вот, когда появился первый внук, бабушки и дедушки с огромным удовольствием взяли на себя все заботы. Мы жили по соседству — утром отвозили ребенка к ним, как в детский сад, а вечером забирали. Со вторым сыном было точно так же: я вспоминаю то время с большой радостью, теплом и благодарностью.

Не было, как это обычно рассказывают, ни бессонных ночей, ни особых проблем — мне было легко.

Дети — радость жизни. Это абсолютная правда.

Проработав около пяти лет бухгалтером, я поняла, что хочу нового уровня, нового этапа. Мне хотелось заниматься другими процессами, развивать свои интересы. Так у меня созрела и оформилась идея открыть собственную аудиторскую компанию.

«Двадцать лет назад все было значительно проще»

— Компания «Белаудитальянс» зарегистрирована в 2005 году, вам исполняется 20 лет. За эти годы Беларусь пережила несколько серьезных кризисов: 2009—2011-й (гиперинфляция и девальвация), 2014—2016-й (рецессия), пандемийный спад в 2020—2021-м и актуальное с 2022-го санкционное давление. Какие-то из этих событий стали для бизнеса переломными?

— Когда мы только начинали работать, все было намного проще: рынок не был таким насыщенным, не было ни сегодняшней высокой конкуренции, ни современных инструментов продвижения. Достаточно было разместить рекламу в журнале, чтобы обеспечить стабильный поток клиентов.

Мы не задумывались о том, будет ли работа завтра, она была всегда.

Вся обстановка тогда была, знаете, такой: нормальной, понятной и простой. Я занималась исключительно профессиональными вопросами — тем, что умела и понимала.

Но спустя какое-то время я осознала, что, когда ты руководишь компанией, недостаточно быть просто бухгалтером или аудитором. Необходимо быть сильным менеджером, уметь работать с командой, разбираться в управлении, кадрах, маркетинге. Двадцать лет назад все это было не нужно. Начинать аудиторский бизнес сейчас мне было бы намного сложнее, даже несмотря на многократные обучения, тренинги, курсы, коучей и так далее.


«Это стало для меня настоящим холодным душем»

— Наиболее болезненным для нас был кризис 2011 года. Произошел серьезный экономический сбой, который привел к девальвации белорусского рубля, высокой инфляции, снижению покупательской способности населения и другим неприятным последствиям.

Майские события того периода я до сих пор вспоминаю с содроганием.

Мы как раз были с детьми в отпуске, когда курс доллара в один момент скакнул в три раза.

Просто вдумайтесь: у компании были долгосрочные контракты с отложенными сроками исполнения: от заключения договора до оказания услуг могло пройти шесть-девять месяцев. А тут такое! Вернувшись из отпуска, я оказалась в совершенно новой реальности, где нужно было заново учиться работать.

Первый день в офисе запомнился мне вопросом коллектива «Как мы будем жить дальше?». Сотрудники предлагали выплачивать зарплату в долларах и другие радикальные меры. Это стало для меня настоящим холодным душем.

настольный, 12 разрядов, батарейка+солнечный элемент, серый
настольный/с наклонной панелью, 12 разрядов, батарейка+солнечный элемент, черный

Я взяла паузу, не вступая в дискуссии. А на следующее утро четко заявила: «Кто хочет уйти, может быть свободен, но зарплата в долларах невозможна».

Все наши клиенты работают в белорусских рублях — почему мы должны платить сотрудникам в валюте?

Надо сказать, что после такого моего заявления не ушел ни один сотрудник. Но для всех это был огромный стресс: люди просто не знали, как реагировать на новые реалии. И первое, что они решили предпринять, — это выдвинуть требования в попытке обезопасить себя финансово. По-человечески мне, конечно, все это понятно, но как руководитель я не могла поступить иначе.

Когда все более-менее улеглось, мы сделали акцент на маркетинговых инструментах и построении бренда. И стали работать дальше — в тех условиях, которые сложились.

В этот, можно сказать, переломный момент я осознала, что мне не хватает знаний, нужно обучение. С тех пор и по сей день я непрерывно учусь: посещаю курсы, конференции, изучаю литературу, повторяю и закрепляю навыки.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

— Какие еще серьезные стрессы переживала компания?

— Кризис 2014 года мы практически не ощутили, поскольку к тому времени уже активно занимались продвижением своих услуг и смогли свести возможные риски к минимуму. Настоящим испытанием для бизнеса стал период пандемии. Наш основной горячий сезон начинается в январе — как раз когда разразился ковид.

Сотрудники и клиенты болели, все личные контакты нужно было ограничить, насколько это возможно. Тогда мы внедрили посменный, или гибридный, если можно так его назвать, формат работы: часть процессов выполняли удаленно, часть — в офисе. Поочередно с главным бухгалтером работали в офисе у клиента: сегодня аудитор, завтра главный бухгалтер. Общались через мессенджеры — так мы избегали прямого контакта. Благодаря такому подходу нам в тот период удалось успешно реализовать все проекты и выполнить взятые обязательства.

Кроме прочего, пандемия стала для нас толчком к цифровизации. До этого удаленная работа не была распространенной практикой в нашей сфере. Мы пересмотрели процессы планирования, коммуникации, запроса документов и перевели часть документооборота в электронный формат.

Это позволило значительно сократить объем бумажной работы и, как я иногда говорю в шутку, спасти не одно дерево.

Такие вынужденные меры открыли новые возможности — теперь мы сохраняем гибридный формат взаимодействия со многими клиентами. А предварительный обмен электронными документами позволяет приходить на аудит уже подготовленными, экономя время на очных встречах.

Вот так из сложной ситуации мы извлекли ценный опыт. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

«Такие ситуации причиняют боль и обиду»

— Какие принципы лидерства помогают вам удерживать компанию на плаву и развиваться даже в сложных условиях?

— Главным лидерским качеством я считаю ответственность, которую нужно не только осознавать, но и добровольно принимать. Ответственность перед сотрудниками, которым я обязана своевременно выплачивать зарплату и обеспечивать их работой, перед клиентами — за качественное и своевременное выполнение задач и так далее. Морально и материально, как говорится, я за все это в ответе.

Еще одно качество, которое я годами воспитывала в себе, — это способность быстро принимать решения. Речь не только о каких-то судьбоносных моментах: руководителям приходится принимать решения постоянно.

Иногда это сложный мыслительный процесс, а иногда, уже имея за плечами многолетний опыт, ты начинаешь чувствовать и понимать многие вещи интуитивно. И скорость, с которой позволяет действовать только интуиция, часто определяет успешное разрешение вопросов. Я считаю, что откладывать важные решения на завтра, переносить решение проблем на потом неправильно.

Среди других важных качеств в моем списке — умение держать эмоции под контролем. Независимо от ситуации мое поведение, манера общения и коммуникации с людьми должны оставаться профессиональными.

Обидеть человека легко, а жить с последствиями неприятно.

Порядочность — для меня это вообще непреложное правило. Если я взяла на себя обязательства, я должна их выполнить, будь то отношения с сотрудниками или с клиентами. Независимо от изменяющихся обстоятельств я обязана держать слово. Нарушение этого правила вызывало бы у меня глубокое чувство вины и внутренний дискомфорт.

«Имею ли я право удерживать таких людей?»

— Люди — это самое ценное в любом бизнесе. Без уважительного отношения, доверия, должного признания их труда не будет и отдачи. А без соблюдения договоренностей, когда только «слова на ветер», люди вообще перестанут вам верить и просто уйдут.

От нас люди тоже уходят. В основном идут на более высокие должности и зарплаты. Но мне все равно как-то по-доброму обидно и грустно, особенно когда речь идет о сотрудниках, которых я сама обучала, растила, вкладывала в них время и силы.

Удерживать сотрудника, когда ему предлагают зарплату в два-три раза выше, сложно.

Да, этот человек прошел с тобой путь взросления и обучения, но ты понимаешь: возможно, его ждет гораздо более яркое будущее. И здесь встает моральный вопрос: имею ли я право удерживать таких людей?

В обычном рабочем режиме обсуждение взаимоотношений и уровня зарплаты — это нормальный процесс поиска компромиссов. И когда сотрудники растут внутри компании — это одно. Но когда они уходят в конкурирующий бизнес, чувства противоречивы. С одной стороны, грустно, с другой — приятно осознавать, что ты внес свой вклад в их развитие, и эти позитивные воспоминания остаются с тобой.

Я всегда стараюсь сохранять хорошие отношения с бывшими сотрудниками. Мы встретились, поработали вместе, разошлись — такова жизнь, и изменить это невозможно.

Сейчас у нас работает 30 человек. Для аудиторской компании это достаточно большой штат, если учесть, что, согласно требованиям, в компании обязательно должно быть пять аудиторов, включая директора. Полностью загрузить даже такое количество специалистов — это уже непростая задача. А с ростом компании (всего на два-три человека) появляются новые вызовы: автоматизация процессов, цифровизация, управленческие обязанности.

Поэтому мне постоянно не хватает знаний — то в SMM, то в маркетинге, то в управлении. Мое обучение никогда не прекращается: одно сменяет другое, потом еще и еще…

И главное мое открытие в том, что ведь задача менеджера заключается не в поиске «правильного» мнения (их может быть десяток), а в поиске решения, которое будет работать и приносить максимальную пользу компании.

«Можно заплатить штрафами больше, чем заработал»

— Риск — неотъемлемая часть бизнеса, но ключевое значение имеет способность эти риски просчитывать. Как вы оцениваете уровень готовности белорусских предпринимателей к грамотному управлению финансовыми рисками?

— Если говорить о финансовых рисках, с которыми я сталкиваюсь чаще всего, то основная проблема белорусского бизнеса — это крайне низкая финансовая грамотность.

  • Мы видим руководителей без высшего образования, которые не понимают, как платятся налоги.
  • Видим тех, кто заключает сделки, не осознавая их последствий.
  • Регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда серьезные недоплаты налогов, воровство сотрудников или элементарная неграмотность собственника приводят компанию к убыткам или банкротству.
Отсутствие даже базового понимания финансовых процессов — это серьезная проблема для ведения бизнеса.

Можно быть гениальным продажником, заключить контракт на миллион долларов, но потом заплатить штрафами больше, чем заработал. Это реальные риски, с которыми сталкиваются предприниматели из-за недостатка знаний.

Когда видишь вопиющую неосведомленность в вопросах, которые должны быть азбукой для любого предпринимателя, понимаешь: нужно действовать. Поэтому по мере сил мы также стараемся содействовать повышению финансовой грамотности.

Например, мы организовали бесплатную рассылку по электронной почте и в Telegram. Среди материалов этой рассылки — полезные рекомендации, кейсы из практики комментарии по изменениям в законодательстве. Кроме того, мы ежемесячно проводим обучающие семинары для директоров и главных бухгалтеров. Свою миссию мы видим в том, чтобы научить вести бизнес в рамках правового поля, соблюдая законодательство.

Чем грамотнее будет наше бизнес-сообщество, тем больше у нас будет успешных предпринимателей, а значит, богаче будет и страна в целом.

«Иногда дешевле было бы просто остаться дома»

— За годы ведения бизнеса в условиях меняющейся экономической ситуации допускали ли вы мысль о возможности закрыть бизнес? Если да, то какие конкретные обстоятельства становились для вас критическими?

— Вы должны понимать: мы работаем в сфере, где нет сверхприбылей и высокой рентабельности, которая колеблется в пределах 5—10%. Существует определенная рыночная цена за профессиональные услуги, но, когда ты планируешь бюджет на долгосрочную перспективу, ситуация может кардинально измениться за те девять месяцев, что требуются для реализации проекта. В итоге ты оказываешься за рамками запланированных параметров, но обязанности ведь остаются: нужно выплачивать зарплату, содержать офис, отвечать за сотрудников.

В такие моменты действительно возникает мысль: может, дешевле было бы остаться дома и ничего не делать? Накатывают сомнения: а нужен ли вообще аудит на рынке или клиенты платят просто за формальную «бумажку»?

Но затем приходят, например, благодарные клиенты, ты видишь реальную пользу от своей работы — и тогда чувствуешь свою профессиональную востребованность. Речь не просто о зарабатывании денег, а о том, чтобы оставлять какой-то значимый результат. Именно это заставляет снова и снова вставать по утрам и продолжать работать.

Самое главное для меня — это ощущение, что я на своем месте в профессии. Это дело моей жизни, и вряд ли я когда-нибудь решусь сменить его.

Я точно знаю: именно здесь я должна быть. Сюда я иду с радостью, приношу свои эмоции и энергию.

Я могу постоянно придумывать что-то новое: обучающие мероприятия, проекты. Это настолько увлекательный процесс, что он становится материальным воплощением моей энергии. Осознание, что я занимаюсь любимым делом на своем месте, — это главный источник мотивации в моей жизни.

Для меня очень важно и то, что моя семья полностью поддерживает меня. В нашем доме нет негативного отношения к моей работе. Все понимают: это мамино дело, которое приносит ей удовольствие. Никто не упрекает, если я задерживаюсь в офисе или на мероприятиях и прихожу поздно.

«У меня исчезло чувство вины за недоделанные дела»

— Бывают периоды с очень интенсивной нагрузкой — как восстанавливаетесь после них?

— После 40 лет я выработала для себя важное правило: любые нагрузки должны быть дозированными. Крайне редко допускаю переработки, тщательно контролирую этот аспект. С возрастом приходит понимание, какие нагрузки организм может переносить без ущерба для здоровья. Я сознательно выстроила график, чтобы избегать переутомления.

Важное дополнение к этому — регулярные занятия спортом и полноценный отдых. Моим местом силы стал загородный дом с большим участком, садом и цветами. Когда я приезжаю туда, полностью отключаюсь от рабочих мыслей. Просто наслаждаюсь природой: слушаю пение птиц, любуюсь зелеными полями, деревьями, цветущими клумбами.

Особое вдохновение мне дарит море. Глядя на бескрайние голубые просторы, я заряжаюсь новой энергией. После морского отпуска всегда возвращаюсь с потоком свежих идей: записываю их в телефон, лежа на пляже.

Но и в повседневности я выработала для себя систему: выходя с работы, я просто «отключаю» рабочие мысли. Вечер посвящаю семье, походу в магазин, тренировке, общению с детьми и мужем. Утром, по дороге в офис, снова включаю рабочий режим и начинаю планировать день.

Особенно важно вовремя остановиться, когда чувствуешь упадок сил. Лучше отложить задачу и вернуться к ней со свежей головой: тогда решение приходит быстрее и эффективнее.

Важно осознание простой истины: в ресурсном состоянии я работаю эффективнее, а в нересурсном — совершаю ошибки.

Как только я приняла это правило, исчезло чувство вины за недоделанные дела. Если понимаю, что сегодня уже не справлюсь, просто ухожу: завтра сделаю это быстрее и качественнее. Этот навык приходит со временем. Когда осознаешь, что силы не бесконечны, начинаешь распределять их рационально: фокусируешься на том, что принесет наибольшую пользу, отсекая лишнее.

Блиц

— Книга, которую вы советуете коллегам (не бизнес-литература)?

— Мое последние увлечение — «Бизнес по чуть-чуть» Владимира Моженкова. Вот фраза, которую я время от времени вспоминаю: «Вас что-то угнетает? Попробуйте десять раз повторить в уме одну и ту же мантру „Мы все умрем… Мы все умрем… Мы все умрем…“ Не знаю, поможет ли вам, но мне почему-то помогает. В сравнении с этой неустранимой проблемой все остальные не стоят серьезных переживаний».

— Страна, где бывали на отдыхе чаще всего? И что делаете там в первый день?

— Больше всего я люблю Красное море и Египет. Смотрю, дышу и наслаждаюсь покоем.

— Если бы не аудит, чем бы занялись?

— Почему-то я всегда думаю, что если бы не была аудитором, то была бы водителем такси.

— Утро начинается с…

— С зарядки.

— Привычка, от которой хотели бы избавиться?

— Таких нет, мне все мои привычки нравятся.

— Больше всего меня вдохновляет…

— Умные люди.

— Что бы вы сказали себе десять лет назад?

— «Лена, иди учись!» Сейчас я понимаю, сколько ошибок можно было бы избежать, обладая сегодняшними знаниями. Опыт и навыки напрямую влияют на уровень дохода. Не стоит стесняться. Открыли бизнес — продолжайте учиться у экспертов. Это не только расширит кругозор, но и может значительно увеличить ваши доходы.

Выбор покупателей
офисный, 3 класс стойкости, ключевой, электронный, биометрический, взломостойкий, огнестойкий замок, 400×300×400 мм, 17 кг
Выбор покупателей
сейф-книга, ключевой, 115×55×180 мм

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by