«Не доел — готовь кошелек»? Гости ресторана с безлимитом удивились необычному правилу

37 983
06 августа 2025 в 15:34

На днях в сети разошлась информация о том, что в минском ресторане UMI якобы ввели штрафы для гостей, которые не доедают взятые блюда с шведской линии. Мы обратились за комментарием к владельцу заведения, который объяснил, в чем на самом деле суть инициативы.

В объявлении, которое разместили в заведении, было написано следующее:

«В нашем ресторане поддерживается принцип: „Бери столько, сколько съешь“. При остатке еды более 300 грамм взимается плата за 1 порцию комплексного меню (из расчета каждые 300 г): обед (12:00—15:30) — 35 руб / 300 г, ужин (17:30—22:00) — 49 руб / 300 г. Пример: если остаток 600 г — оплачивается 2 порции по текущему тарифу».

Объявление породило немало вопросов в комментариях. Например, как еду взвешивают, действительно ли будут брать деньги за недоеденное и что делать, если еда просто не понравилась? Возникли вопросы и о правомерности таких нововведений — ведь гость уже оплатил вход и может выбирать еду по своему усмотрению.

«Мы никого не штрафуем». Комментарий ресторана

Чтобы разобраться, насколько подобные инициативы законны и как они реализуются на практике, мы обратились за комментарием к владельцу ресторана. По его словам, за оставшуюся на тарелках еду в заведении никого не наказывают, а само объявление способствует воспитанию культуры потребления.

— Мы никого не штрафуем — ни с одного человека мы не взяли ни копейки. Это объявление повесили скорее как воспитательную меру. Чтобы гости не брали больше, чем могли съесть, — пояснил Артем Стрыгин, владелец заведения.


— С точки зрения закона взимать плату за недоеденную еду неправомерно, и мы это хорошо понимаем. После того как мы повесили данное объявление, посетители стали более осознанно подходить к выбору и размеру еды. Количество пищевых отходов заметно снизилось — с 30 мешков мусора в день до примерно 10. 

Кроме того, с сентября ресторан планирует ввести новую систему мотивации: если за столом у гостей останется менее 300 грамм еды на человека — они получат скидку 10 рублей. Мы консультировались с юристами, это правомерно и честно по отношению к тем, кто уважает труд поваров и продукты.

Еда, которую остается после некоторых посетителей. Она уходит в мусорку.

А что в законе?

В апреле мы уже разбирали подобный кейс с юристом Татьяной Ревинской. Если коротко: штрафы за оставшиеся на тарелке блюда выглядят сомнительно.

— Согласно тем же Правилам (п. 10), продавец обязан своевременно довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах, продукции общественного питания, в том числе сведения об их цене. Кроме того, продавец обязан продать покупателю продукцию общественного питания по цене, указанной на ценнике (в меню) на эти товары, продукцию общественного питания, за исключением случаев продажи товаров, продукции общественного питания по более низкой цене (п. 20).

При подобных условиях штрафа, определенных заведением, представляется, что покупатель вряд ли будет располагать достоверной информацией относительно цены продукции.

1800 Вт, металлический (ТЭН) нагревательный элемент, сенсорное управление, 6 л
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
2000 Вт, закрытый, двухсторонний (гриль-пресс), габариты 445x365 мм, рабочая поверхность 400x200 мм

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро