«Дело не в деньгах». Почему профессор-миллиардер не уходит из вуза

Автор: darriuss
28 сентября 2025 в 8:00

«В душе я по-прежнему ученый. Если ваша мотивация — исключительно деньги, то нужно сразу выходить на биржу. Это самый простой путь. Но дело не в этом. Я говорю о создании чего-то по-настоящему значимого», — утверждает профессор Калифорнийского университета в Беркли Ион Стойка. Он не любит говорить о деньгах, считая, что сейчас приписываемое ему уважаемыми деловыми изданиями состояние существует только на бумаге. Такое трезвое отношение к своему благосостоянию похвально, но и факты отрицать нельзя. Господин Стойка, эмигрировавший в Соединенные Штаты из Румынии лишь в 1994 году, участвовал в основании сразу нескольких успешных стартапов. Причем два из них стали «единорогами», то есть получили от инвесторов оценку в $1 миллиард. Сейчас профессор запускает очередной проект, и пока все указывает на то, что его опять ждет триумф. При этом Стойка продолжает преподавать и бросать это занятие не собирается. Ведь без университетской работы не было бы и такого впечатляющего результата. Все свои компании Стойка создавал с коллегами и аспирантами — вот его история.

Жизнь в Румынии

Ион Стойка родился в середине 1960-х в Бухаресте, взрослея во время эксцентричного правления Николае Чаушеску. Закончил художественную школу, отслужил в армии, а когда пришла пора выбирать вуз, долго не мог определиться между физикой и информатикой. Физика выглядела привлекательней. Старший сын румынского лидера Валентин Чаушеску работал в НИИ атомной физики, и поэтому денег на исследования в данной области государство не жалело. Карьерные перспективы, зарплата, возможность обзавестись жильем и автомобилем — все выглядело более заманчиво. Но компьютеры интересовали будущего миллиардера куда больше.

И, в конце концов, он сделал выбор по зову сердца.

В Бухарестском политехническом университете среди преподавателей Иона были и создатели первого румынского персонального компьютера. Они сумели увлечь молодого студента Стойку наукой настолько, что он решил заниматься ей профессионально. Получив в 1989 году диплом, Ион поступил в аспирантуру, но затем в стране начались бурные общественно-политические и экономические преобразования. Содержать семью с маленьким ребенком на институтскую зарплату стало сложно. Никуда не делись и личные амбиции. «Я был счастлив в Румынии, но мне хотелось внести как можно больший вклад, изменить мир», — говорил Стойка. — Это стремление одинаково как для университетского профессора, так и для бизнесмена». Для этого пришлось рискнуть оставить родину и начать все заново в другой стране.

Политехнический университет в Бухаресте

Через океан

В 1994 году Ион Стойка смог получить стипендию в докторантуре университета Олд-Доминион, расположенном в американском штате Вирджиния. Спустя два года он перевелся в Университет Карнеги — Меллона в пенсильванском Питтсбурге, известный своей IT-школой. Там Стойка и защитил диссертацию по информатике, получившую престижную награду от американской Ассоциации вычислительной техники. С таким резюме подающего надежды ученого заметили самые престижные американские вузы, пригласившие его к себе на работу.

Стойка выбирал между MIT, Массачусетским технологическим институтом и Калифорнийским университетом в Беркли.

Западное побережье победило, ведь рядом с Беркли находилась Кремниевая долина, компьютерная Мекка всего мира. С 2000 года Ион является профессором в Беркли и начинает заниматься облачными вычислениями, распределенными системами и big data (большими данными) — структурированными или неструктурированными массивами информации большого объема, которые после обработки можно использовать для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений. Освоившись на новом месте, уже через шесть лет Стойка запускает свой первый стартап.

Калифорнийский университет в Беркли

Как это возможно?

В этот момент может возникнуть закономерный вопрос. Как работающий на полную ставку профессор одного из лучших университетов не только США, но и всего мира мог успевать заниматься как преподаванием студентам в аудиториях и академическими исследованиями в лабораториях, так и собственными частными бизнес-проектами? Все дело в особенностях устройства американской системы высшего образования.

В вузах Соединенных Штатов часто используется следующая практика.

Их профессорский состав работает по 5—7 лет непрерывно, после чего получает возможность взять академический отпуск на 1—2 года. Это время сотрудник может потратить так, как ему заблагорассудится: для отдыха или, например, для занятия другой работой. «Я всегда использовал этот период, чтобы подтвердить результаты своей академической работы в бизнесе», — говорил Ион. И первый же свой перерыв такого рода, наступивший в 2006 году, Стойка потратил на создание Conviva.

Стартап для стримингов

В Conviva Стойка выступил младшим (по крайней мере по возрасту) партнером своего же научного руководителя в Беркли Хуэй Чжана. Вместе они занялись темой анализа качества передачи потокового видео через интернет. Сейчас самые различные стриминг-сервисы или видеоплатформы стали неотъемлемой частью жизни многих интернет-пользователей, но в середине нулевых дело обстояло далеко не так.

Netflix только-только отказался от своей прежней специализации на прокате DVD-дисков, а YouTube лишь набирал популярность.

Стоимость интернет-трафика снижалась, а скорости росли, но пока с передачей потокового видео периодически возникали проблемы.

Conviva, созданная Стойкой и его научным руководителем, собирала данные из различных источников, включая видеоплеер и онлайн-приложения, а затем сопоставляла их, чтобы помочь своим клиентам выявить любые сложности с качеством обслуживания. Например, проблемы с буферизацией или битрейтом. Создатели стартапа проводили аналогию со службами доставки еды. Грубо говоря, Conviva исследовала, сколько времени заказ ожидал на стойке, прежде чем его начинали выполнять, или как долго курьер ждал выполнения заказа.

Такой анализ помогал заказчикам стартапа, среди которых в итоге оказались многие крупные медиакомпании вроде HBO, Disney или Hulu, понять, где возникают трудности и как их можно решить. Также Conviva предоставляла отчеты, какой контент нравится зрителям, а какой нет. В 2017 году Conviva привлекла очередной раунд венчурного финансирования, в ходе которого инвесторы оценили компанию в $300 миллионов.

Работа с информацией

Следующий проект Стойки был посвящен big data. В 2013 году, во время следующего академического отпуска, вместе с коллегой и пятью собственными аспирантами он основал компанию Databricks. В рамках проекта был создан Spark, мощный аналитический движок для обработки огромных массивов данных. Databricks предлагал своим заказчикам, не имеющим собственной инфраструктуры для решения такой задачи, на основе облачных решений проанализировать большие массивы информации, что позволило бы использовать результаты для бизнес-аналитики.

Databricks стал первым «единорогом» Стойки и сделал его долларовым миллиардером.

Компания с легкостью привлекала финансирование в ходе многочисленных раундов, и стоимость ее, по оценке инвесторов, постоянно росла. В декабре 2024 года она достигла $62 миллиардов, что позволило Forbes оценить состояние профессора из Беркли в $2,5 миллиарда. При этом важно понимать, что это то самое «богатство на бумаге», которое Стойка сам не принимает в расчет.

Databricks пока не провела первичное размещение акций на бирже. Лишь после IPO рынок определит реальную стоимость компании, и она может отличаться от предварительных оценок инвесторов. Как в бо́льшую, так и в меньшую сторону.

Эра ИИ

Как можно предположить, третьим проектом Стойка занялся вновь во время очередного академического отпуска. На этот раз в 2019 году и с двумя новыми аспирантами Беркли Робертом Нисихарой и Филиппом Морицем. Проект, получивший название Anyscale, заключается в следующем. По мере того как использование искусственного интеллекта растет, создавая огромную нагрузку на вычислительные мощности, специалисты распределяют ее с одного компьютера на тысячи машин. Однако создание и поддержка такой распределенной инфраструктуры являются сложными задачами, требующими больших инженерных команд, обладающих соответствующим опытом.

В Anyscale было создано программное обеспечение Ray, которое пытается обойти необходимость такой инфраструктуры через создание иллюзии того, что сам Стойка назвал «бесконечным ноутбуком». На одном компьютере разработчик (даже не имеющий опыта в распределенных вычислениях) может создавать приложения ИИ и широко использовать их в облаке, как если бы его ноутбук обладал «бесконечной емкостью, бесконечным числом процессоров, бесконечным объемом памяти».

Anyscale вновь стал популярным у инвесторов и привлек от них $259 миллионов, что соответствовало оценке компании в $1,1 миллиард.

Второй «единорог» родился.

Ион Стойка крайний слева

Битва искусственных интеллектов

Прошло еще шесть лет, и настало время облечь в форму стартапа то, чем занимался все это время Стойка со своей очередной новой командой. На этот раз в лабораториях Беркли родилась веб-платформа, позволяющая пользователям сравнивать различные модели искусственного интеллекта и оценивать их. Фактически в интернете устраиваются битвы гладиаторов, где гладиаторами выступают различные версии ИИ. За это время с помощью ресурса пользователи протестировали 400 моделей искусственного интеллекта. Нынешние гиганты этой области, OpenAI, xAI и Google, используют новый продукт Стойки и его партнеров для отработки свежих версий своих чат-ботов.

Компанию, созданную для управления этой системой, назвали LMArena.

Уже через два месяца она привлекла венчурное финансирование на $100 миллионов. То есть стоимость стартапа в рамках этого раунда инвесторы оценили в $600 миллионов. Очень неплохо для такого молодого проекта, начинавшегося в Беркли в 2023-м как научное исследование.

Наука прежде всего

За это аспиранты Беркли и любят Иона Стойку. Он не только отличный преподаватель и настоящий ученый, но и человек, помогающий своим подопечным в практическом воплощении их идей через организацию компаний и привлечение внешнего финансирования. Эта симпатия взаимна. Профессор так говорит о своих младших партнерах: «Молодые люди в период становления не всегда признают существование границ. Они верят в нечто свое, благодаря чему способны находить самые неожиданные решения».

При этом наука остается для Стойки на первом месте. «Раньше я считал, что он достиг таких высот, потому что не слишком углублялся в исследовательские задачи. Но, как оказалось, я ошибался. Он искренне заботится о научной ценности», — уверен Ян Чжоу, один из нынешних сотрудников Иона.

«Ему нравится находить проблемы и пытаться разобраться... как их решить наилучшим образом. В этом и заключается рецепт как выдающегося исследования, так и успешного бизнеса», — говорит Джозеф Гонсалес, коллега Стойки по Беркли.

Тем временем вложение собственных средств в перспективные направления приносит результат. В сентябре 2025 года Databricks Стойки и его партнеров привлекла еще $1 миллиард. Оценка компании в глазах инвесторов выросла с $62 миллиардов до $100 миллиардов, а значит, в следующем году пусть и «бумажное», но все же состояние профессора-эмигранта еще больше увеличится. Возможно, за этим последует размещение Databricks акций на бирже, которое называют самым долгожданным в современной Кремниевой долине. И тогда миллиарды Иона Стойки, наконец, станут реальными и для него самого.

Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600, IPS, 60 Гц, Apple M1, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый, аккумулятор 49.9 Вт·ч
16.0" 2560 x 1600, IPS, 165 Гц, AMD Ryzen 9 8940HX, 16 ГБ DDR5, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 5070 8 ГБ (TGP 115 Вт), без ОС, цвет крышки темно-серый, аккумулятор 90 Вт·ч

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by