Уже несколько месяцев мы рассказываем о масштабном конкурсе для предпринимателей под названием «Свое дело. Вдохновляет». И сразу напоминаем: все еще есть возможность к нему присоединиться и выиграть 10 000 рублей. С предпринимателей — рассказ о захватывающем хобби, с нас вместе с Альфа Бизнесом — возможность выиграть денежный бонус на развитие любимого увлечения. В этот раз случайно совпало, что оба наши героя живут в Гродно. При этом хобби у них диаметрально противоположные — пилотирование самолета и собственная рок-группа.
Поучаствовать в конкурсе могут собственники бизнесов совершенно разных сфер и форматов: самозанятые, ИП, представители малого бизнеса — те, у кого помимо интересной работы есть вдохновляющее хобби. Обращаем ваше внимание: те истории, где любимое хобби переросло в бизнес, не подойдут — таких заявок мы получили особенно много.
Присылайте рассказ о себе — вашем деле и хобби — на почту dko@onliner.by. Всего мы отберем 12 самых интересных героев — и будем рассказывать вам их истории по две в одном выпуске. Спустя несколько месяцев объявим голосование. Победителя определите, конечно же, вы — читатели Onlíner. Он получит от Альфа Бизнеса 10 000 рублей на развитие своего вдохновляющего хобби.
Полные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.
А теперь давайте знакомиться с двумя следующими претендентами на приз.
О самолетах Павел никогда не мечтал, но техника начала интересовать его с раннего детства. Велосипед, мопед, мотоцикл, машины… Уже к 19 годам у парня были права практически всех категорий, разве что без трамвая и троллейбуса. Именно это и привело его к собственному делу. Но обо всем по порядку.
Когда после армии молодой человек был в растерянности, чем заняться, сосед позвал его попробовать себя в грузоперевозках.
— 17 лет назад профессия дальнобойщика воспринималась иначе. Котировалась совсем не так, как сейчас. Единственное, что визу было так же сложно получить, — смеется наш герой. — И так совпало, что буквально после первой стажировки меня отправили в рейс самостоятельно.
В итоге в компании Паша задержался на 3,5 года. Но его все это время не оставляла мысль: пора открывать что-то свое. Как и с поиском самой работы — снова помогло удачное стечение обстоятельств. В очереди на выгрузке он разговорился и узнал о машине, стоящей без дела.
— Я спрашиваю у владельца: «Сколько?» Он мне говорит: «45 тысяч долларов». А у меня в тот момент есть только 13, но я уверенно отвечаю: «Покупаю, завтра привезу задаток!» Клянусь, помню те ощущения. Не знал, где найду деньги, но был уверен, что точно куплю эту машину.
В итоге все так и получилось: c покупкой первой машины Павлу помог родной брат. Даже когда бизнес рос, наш герой довольно долго продолжал ездить в рейсы и сам. Перестал, только когда у него в автопарке было уже 12 машин (или, как говорят профи, сцепок).
Сейчас фирма Павла занимается перевозкой медицинских товаров. В штате — 24 человека, в прошлом году он выкупил базу в Гродно для своих машин. Сам бизнесмен признается, что выдерживать испытания ему помогает позитивный взгляд на жизнь. Пока две недели была закрыта граница с Польшей, он уже успел разработать несколько альтернативных вариантов, чем можно заняться.
От бизнеса плавно перейдем к хобби. Как так получилось, что в жизни Павла появились самолеты? Ответ нетривиальный — началось все с желания получить права на катер. Два года назад наш герой решил, что катание на катере — отличный вариант, чтобы проводить время с детьми. Решено — сделано. Тем более скорость увлекала мужчину всегда.
— После того, как я сдал на права на катер, меня начала ловить реклама об обучении управлению самолетом. Я сначала даже не знал, что это доступно условно любому желающему. Один раз, второй, третий... И наконец я позвонил и узнал, как все устроено. И все же отложил эту идею в сторону. А потом подумал: жизнь одна, скоро бизнес будет работать автономно, разве не классно проснуться утром и полетать?
Правда, восторг Павла совсем не разделила его жена Алина. Как он сейчас сам смеется, пожалуй, не стоило показывать ей ролики с самыми крутыми виражами. И все же спустя время семейный совет постановил: новому увлечению быть.
Как оказалось, даже для частных пилотов крайне важно здоровье. Поэтому комиссия очень серьезная. Проверяют и сердечно-сосудистую систему, и давление, и слух, и зрение, и устойчивость вестибулярного аппарата, нужно пройти и психиатрическую экспертизу. У Павла произошел казус: оказалось, ему в карточку внесли диагноз тезки-однофамильца. Для того, чтобы восстановить справедливость, пришлось приезжать к специалистам шесть раз — все очень серьезно. К слову, каждый раз в Минск из Гродно. И это было только началом.
В самом областном центре школ пилотирования нет, зато есть несколько в Минске. Сначала Павел хотел пройти индивидуальное обучение — «отстреляться за месяц», но доступны были только занятия в группах. Шесть дней в неделю по три часа на протяжении четырех месяцев. И все это время Павел каждый день ездил в Минск и обратно. За весь период обучения наш герой накатал по этому маршруту 85 тысяч километров.
— Но каждый раз, когда я ехал в Минск, я испытывал настоящую эйфорию. Все преподаватели — бывшие военные летчики. Все было настолько четко! Я хоть парень ответственный, но хулиган в душе. И мне безумно нравилось находиться в этой атмосфере.
Спустя четыре месяца теории всю группу (вместе с Пашей учились еще четыре человека) ждали два зачета и десять экзаменов. Объем новой информации, по словам нашего героя, можно было измерять гигабайтами. Из навыков, которые пригодились в повседневной жизни: умение по незаметным для обывателей признакам предсказывать погоду.
После всех теоретических экзаменов будущих летчиков допустили к самому самолету. Павел признается: после первого взлета майка была насквозь мокрая — настолько это было волнительно. На самостоятельный круг его выпустили спустя 25 часов полетов с инструктором. Еще одна знаковая точка — первый дальний полет по маршруту Минск — Витебск — Орша — Минск. На следующий день ему пришлось повторить его уже без инструктора.
Кстати, наверняка вам интересно, насколько быстро можно перемещаться на самолете. На Viper SD4 — именно его пилотирует Павел — из Минска в Гродно можно долететь примерно за 1,5 часа.
Но вернемся к обучению: лицензию пилота наш герой получил в начале февраля. Главный экзамен принимала комиссия из 16 человек. Раз в два года пилотам нужно проходить полную проверку здоровья. Если они захотят летать на другом самолете, обучение с нуля проходить уже не придется — только определенное количество часов полетов.
— А что вы чувствуете, когда летаете?
— А можно, я пока не буду отвечать на этот вопрос. Давайте обсудим это уже после полета — хочу, чтобы вы сами это ощутили.
Полет проходит на аэродроме «Каролино». Так удачно совпало, что авиашкола VRPavia этим летом запустила обзорные полеты вблизи Гродно. И весь теплый сезон Павлу не пришлось мотаться в Минск, чтобы посвятить время любимому хобби.
Кстати, новый такой самолет стоит около $180 тысяч. И на вопрос «хотите собственный?» Павел с улыбкой отвечает: «Все будет, но чуть позже. О нем невозможно не мечтать, посмотрите, какой он красивый». А если заглянуть еще дальше, то наш герой думает и о собственном масштабном и, главное, очень эффектном авиафестивале.
Описывать ощущения во время полета не будем — дело это неблагодарное. Более емко это сделают видео и фото.
Напоследок — еще немного о цифрах. Теоретическое обучение обошлось группе в 7000 рублей — сумму делили на пятерых. А вот практика — в разы дороже: около 25 000 рублей на каждого. Павел подсчитал, что с учетом почти ежедневных поездок в Минск на весь процесс обучения он потратил около $15 тысяч в эквиваленте, но совсем об этом не пожалел.
— Я же человек дела, думаю на перспективу. Может, автоперевозки со временем захочу сменить на авиа, — улыбается Павел. — Уже даже придумал, на что потрачу приз, если выиграю. Как раз на изучение авиационного английского, для международных перелетов.
Наш второй герой Глеб занимается своим любимым хобби уже почти 20 лет — и продолжает гореть им все так же сильно. Во время нашего интервью он находился в командировке в ОАЭ и еще в начале разговора признался: «Больше всего мечтаю обнять жену и детей, а потом сразу же взять в руки гитару».
О страсти чуть позже — пока поговорим о деле. Сейчас Глеб совмещает работу в найме, где он занимает позицию юриста по внешнеэкономической деятельности, и свое ИП по консультированию бизнесов. Как объясняет наш герой, к нему обращаются юридические лица с запросами, как развить бизнес, поднять прибыльность и привезти товары из-за границы.
Карьерный путь, как часто бывает, был совсем не прямым. Начинал Глеб в продажах, потом перешел на Гродненскую таможню — отработал там 8,5 года, успел параллельно получить юридическое образование (по первому он референт-переводчик), закончил магистратуру — и резко сменил сферу деятельности. Уже три года он работает в одной компании.
— Примерно два года назад я решил, что найма для меня недостаточно. Как было в старых компьютерных играх: нужно больше золота! — смеется Глеб. — И в свободное от работы время я решил заняться консультированием. Часто выступаю посредником с поставщиками, благо владение иностранными языками позволяет.
— А насколько это стрессовая работа?
— Чтобы вы понимали, насколько это стрессово, я забыл, что такое хороший сон. 4—5 часов ночью — это уже шикарно. При этом без работы я не могу: мне сразу же становится скучно. А по выходным, когда все дела переделаны, от безделья даже начинает болеть голова. Благо жена долго скучать не дает, — улыбается Глеб.
Находить время на хобби помогает удаленка. После сложного куска работы наш герой для отдыха не смотрит видео или рубится в игры, а… играет на гитаре. По полчаса несколько раз в день.
К слову, об увлечении музыкой. Сам Глеб признается, что она занимала в его жизни важную роль с самого детства. Ровно с того момента, когда в 5 лет он впервые услышал группу AC/DC. При этом мучительных для многих походов в музыкальную школу ему удалось избежать.
После AC/DC был период Nirvana и The Prodigy, затем Гэри Мура и блюза, потом dubstep, jungle, hip-hop и funk. И снова блюза.
— Я настолько влюбился в эту музыку, что она и сейчас занимает ведущее место в моей музыкальной карьере и в моей жизни в целом. Я даже пытался собрать коллектив, который будет играть исключительно блюз. И все же оставил его себе. Но это тот жанр, в котором в одной песне можно рассказать всю свою жизнь, боль, немного поплакать — и к концу исцелиться.
При этом Глеб признается, что никак не ограничивает свои предпочтения. Под настроение может и Меладзе с Xolidayboy послушать.
Но что насчет музыки, которую он создает сам? Все музыкальные инструменты Глеб освоил сам, но в разной степени мастерства. И фортепиано, и гитару, и барабаны…
— Еще в школе, мне лет 16 было, меня пригласили в один коллектив играть на бас-гитаре. Показали, что к чему. Я посмотрел, попробовал, вроде ничего сложного — даже струны 4, а не 6, — улыбается Глеб.
С этого и началось его большое увлечение. Проследить, как один коллектив перетекал в другой, крайне сложно. Менялись музыканты, названия, жанры, даже инструменты, но неизменным оставалось одно — Глеб уже 20 лет постоянно играет в группе.
Под названием «Мэд Догзз» группа существует последние пять лет. Сейчас играют, по собственному признанию, смесь глэм-рока и панка. Глеб в ней является сразу гитаристом, вокалистом, автором музыки и песен.
Для всех участников это тоже хобби, у каждого есть основная работа. Поэтому все творческие порывы приходится подстраивать под реальный жизненный график. Например, в начале августа планировали выступление в Гродно, но Глеб улетел в долгую командировку.
— А думали превратить группу в основное дело?
— Я — да. Но с этим мнением согласна только половина участников. Так что пока это хобби, которое мы пытаемся монетизировать. Один раз нам сделали даже коммерческое предложение выступить на мальчишнике, — смеется Глеб. — Дай бог, за все время долларов 300 заработали.
Основные способы монетизировать музыку — это живые выступления и прослушивания на стримингах. Незадолго до пандемии, по словам Глеба, группа была близка к прорыву — планировали подписать маркетинговый контракт с американским агентством. Но из-за внешних обстоятельств не сложилось.
Тем не менее своя преданная аудитория у группы есть и сейчас. Помимо жен и друзей, несколько десятков поклонников знают всю программу наизусть и приходят абсолютно на все выступления.
— Сейчас мы очень сильно поменялись жанрово, потому что хотим выходить на более широкую аудиторию. До этого у нас был такой бодрый американский рок-н-рольчик, а сейчас по звуку ближе к смеси Maneskin и Red Hot Chili Peppers. Чуть полегче, но не менее драйвово и на русском языке.
На репетиции группа старается собираться раз в неделю. За годы совместного увлечения выработали главное правило: у каждого есть право вето.
— Если одному не нравится определенная песня, как бы остальные ни хотели, играть ее мы не будем. Неважно, сколько в нее было вложено сил. Если кто-то не кайфует, зачем это все тогда вообще?
Мы знакомы с 15 лет. Вместе прошли период взросления. Знаем друг друга очень близко, у нас схожий общий юмор и взгляды на жизнь. Можем поругаться и даже покричать друг на друга, но всегда приходим к единому мнению.
— А насколько хобби помогает в вашем деле?
— Очень! Если бы не оно, то я бы давным-давно сошел с ума или совершил какое-нибудь хулиганство. Потому что музыка — это способ выплеснуть те эмоции, которые я не могу выразить ни на работе, ни в семейной жизни.
После хорошей репетиции, а тем более хорошего концерта я эмоционально выжат как лимон. Еще 2—3 дня не могу функционировать, но зато нервная система полностью разгружена — чувствую себя умиротворенным как младенец.
Альфа Бизнес поддерживает бизнес и предпринимателей. Мы создаем лучшую банковскую экосистему, чтобы наши клиенты могли заниматься своим делом, не отвлекаясь на банковские вопросы.
В этом поможет интернет-эквайринг Альфа Бизнеса с простой интеграцией, получением выписки и контролем лимитов, зачислением выручки день в день, технической поддержкой 24/7.
Успейте подключить услугу по акционным тарифам до 22 ноября и пользуйтесь выгодными условиями весь период обслуживания в банке.
Альфа Бизнес — делаем больше!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by