Этот камень проклят. Как неудачников соблазнил изумруд стоимостью $1 миллиард

Автор: darriuss. Фото: открытые источники
10 514
25 октября 2025 в 8:00
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

«Столь редкого экземпляра никто еще не видел, даже в таком международном аукционном доме, как Sotheby’s. Камень, к которому прилагается данный отчет, я оцениваю в $925 млн», — такое заключение дал профессиональный ювелир, будто бы своими глазами видевший этот кусок породы весом 341 килограмм. Огромный изумруд нашли незадолго до появления данного документа на копях Восточной Бразилии, и по штату, где его обнаружили, он и получил свое название — «Баия». То, что произошло с ним дальше, тянет на сюжет сериала про кучку незадачливых аферистов, ослепленных свалившихся на них несметным богатством. «Баию» тайком вывезли с родины в Соединенные Штаты, где он стал предметом вожделения для полутора десятков человек и одной страны. В итоге один из крупнейших в своем роде драгоценных камней на планете оказался в полицейском сейфе, и лишь недавно в его судьбе поставили точку. Наверное. Это слегка комическая сага о торжестве глупости и алчности, растянувшаяся почти на четверть века.

Драгоценный рай

В 1963 году бразильский фермер, работая на поле, наткнулся на блестящие зеленые камни. Крестьянину надо отдать должное: присваивать находку он не стал, а передал ее властям. Но чиновники оказались не столь сознательными. Вскоре вести о залежах изумрудов во внутренних районах штата Баия разнеслась по всему региону. В горах Карнаиба немедленно появилась целая армия гаримпейрос — старателей-любителей, принявшихся искать свою удачу.

Работа шла полным ходом до конца 1970-х годов, когда шахтеры наткнулись на непроходимую кварцевую плиту.

Лишь через десять лет, воспользовавшись опытом своих коллег из штата Гояс, старатели сумели преодолеть кварц, после чего разработка месторождения в Карнаибе продолжилась. Как быстро выяснилось, недра Баии были особенно богаты на сверхкрупные камни. За прошедшие четверть века там обнаружили сразу семь изумрудов, вес которых превышал сотню килограммов. Но рекордсменом стала находка, сделанная в начале 2001 года.

Особенности изумрудного рынка

Мы привыкли видеть изумруды в виде уже ограненных драгоценных камней. «Баия», потянувшая на 341 килограмм, совсем на них не похожа. В своем первозданном виде это минерал, прозрачная разновидность берилла, окрашенная в травянисто-зеленый цвет оксидом хрома или оксидом ванадия. В данном случае «Баия» была еще и заключена в черный биотит — минерал, часто сопровождающий изумруды. Почти все они имеют трещины и посторонние включения. Чем меньше таких дефектов, тем ценнее изумруд.

На стоимость влияют и насыщенность цвета, и степень прозрачности камня.

В отличие от алмазного рынка, который сейчас контролируется несколькими крупными производителями, в торговле изумрудами участвует множество мелких игроков. Цены на камни без стабилизирующего влияния картелей отличаются особенной гибкостью: изумруд стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Проблема заключалась в том, что как раз бразильские камни ценились куда меньше колумбийских или замбийских из-за своего невысокого качества. А продавать особенно крупные экземпляры было еще сложнее. В итоге все сводилось к конкретными сделкам, где складывался баланс из убедительности продавца и наличия денег у покупателя. Неудивительно, что рынок привлекал к себе внимание аферистов разного калибра.

В руках дельцов

Размеры найденного камня впечатлили авторов находки, но что делать с камнем такого масштаба, обычные гаримпейрос не знали. Его необходимо было отделить от биотита, затем изучить на дефекты, и далеко не факт, что обнаруженный минерал оказался бы достаточно «чистым», чтобы стать ювелирным материалом. Поэтому бразильские крестьяне предпочли побыстрее избавиться от «Баии», тем более им предложили здесь и сразу целых $5 тыс. А дальше изумруд сменил нескольких посредников, каждый из которых зарабатывал на последующей перепродаже свою долю. В итоге к концу 2001 года «Баия» оказалась в гараже двух жителей Сан-Паулу — Элсона Рибейры и его делового партнера Руи Сарайвы, приторговывавших изумрудами. Почему в гараже? Все просто: камень был размером с небольшой холодильник.

В это же самое время в США разворачивался параллельный сюжет.

Его героями стали некие Тони Томас и Кен Конетто. Томас был достаточно успешным предпринимателем, владельцем строительной компании, которому не повезло вложиться в IT-стартап в период пузыря доткомов. Акции высокотехнологичных компаний на рубеже тысячелетий стремительно росли за счет спекулятивной торговли. Тони Томас тоже решил заработать на общей истерии, но слишком поздно. В итоге владельцы стартапа потребовали от него дополнительных инвестиций, угрожая банкротством и потерей всех вложений. Свободных денег у Томаса не было, зато имелось знакомство с Кеном Конетто. Конетто относился к той категории людей, которые постоянно носятся с различными гениальными деловыми идеями в поисках желающих дать на них деньги. Очередным его увлечением стали бразильские изумрудные копи. Вместе Конетто и Томас придумали хитрую и сравнительную честную схему личного обогащения.

Партнеры в Бразилии

Конетто предложил Томасу отправиться в Бразилию и купить там на черном рынке по бросовой цене ограненные изумруды, реальная стоимость которых составляла $25 млн. Под залог этих камней партнеры хотели получить денежный заем, а затем вложить его в какой-нибудь высокодоходный инвестиционный фонд. Доход от процентов по инвестиции Тони планировал вложить в свой стартап, а Кен — положить в карман. Так партнеры оказались в Бразилии, где встретились с Рибейрой и Сарайвой, старыми знакомыми Конетто.

Никаких чистых и готовых к продаже изумрудов у бразильцев не было.

Зато в гараже пылилась злополучная «Баия», которую зарубежным гостям предложили всего за $60 тыс. Далее последовал визит к местному оценщику, который и дал шокирующее заключение. По его мнению, стоимость камня могла достигать $925 млн. Любопытно, что Конетто смутила такая разница между ценой продажи и оценочной стоимостью. Вероятно, он начал что-то подозревать, но Тони Томас буквально влюбился в «Баию». «Он выглядел так, как будто нашел сокровища Али-Бабы», — рассказывал позже в суде один из свидетелей сцены. После возвращения в США строитель и IT-инвестор немедленно переводит бразильским дельцам $60 тыс., а Кен Конетто берется организовать его контрабандную доставку в США.

Долгая дорога в Штаты

Больше всего в этой истории впечатляет наивность ее участников. Тони Томас своего сокровища так и не дождался. Кен Конетто заявил ему, что камень украли при транспортировке, хотя все это время он находился в сейфе в Сан-Паулу, где бразильские дельцы и их американский связной пытались брать под его залог кредиты. В 2005 году, не добившись сколь-нибудь существенного результата, Конетто все же решил перевезти «Баию» в США.

В сопроводительной документации ящик с камнем значился как груз «природного битума» с заявленной ценностью $100.

У таможни — бразильской и американской — никаких вопросов не возникло, что добавляет этой истории щепоточку профессиональной безалаберности и некомпетентности. В Соединенных Штатах несчастный изумруд принялся кочевать по разным складам и даже оказался в хранилище банка в Новом Орлеане в тот самый момент, когда на город обрушился ураган «Катрина». Несколько недель «Баия» вынужденно провела под водой. Наконец вернув изумруд себе, Конетто начал искать покупателя на столь редкий объект.

Новые герои

На следующем этапе в этой авантюрной истории появляются новые участники. Прежде всего это некий Ларри Биглер — случайный знакомый Конетто, выглядевший богатым успешным джентльменом. На самом деле Биглер оказался владельцем небольшой сантехнической компании с плохой репутацией, но Конетто узнает об этом гораздо позже. А пока господин Биглер убедил хозяина «Баии», что без труда найдет на нее покупателя среди круга своих состоятельных друзей.

Кен с легким сердцем передает ему права на продажу камня с уговором разделить полученные деньги пополам.

Никаких миллиардеров сантехник, конечно, не знал, но зато знал одного нью-йоркского торговца драгоценными камнями, что позволило созреть новому плану наживы. Биглер обещает дилеру 10% от продажи и перепоручает операцию ему. Тот не находит ничего лучшего, как просто выставить изумруд на онлайн-аукцион eBay с начальной ценой $19 млн. Поразительнее всего, но одну ставку лот получает, но Биглера такая низкая стоимость не устраивает, ведь все герои помнят оценку в $925 млн. Разочаровавшись в нью-йоркском агенте, Биглер находит нового — некоего Джерри Феррару из Флориды. Тот как раз задолжал $1,3 млн в бриллиантах богатому жителю Айдахо Киту Моррисону и предложил заменить бриллианты изумрудом, а заодно раскрутить Моррисона на устраивающую всех доплату или найти нового покупателя.

Спецоперация

Позже в интервью изданию Wired Джерри Феррара утверждал, что на просмотр камня приезжало множество состоятельных людей, включая арабских шейхов и миллиардера Берни Мейдоффа. Финансист Мейдофф будто даже «был готов заплатить $91 млн в алмазах, $21 млн наличными и $15 млн дорогими часами». Правда, сделка с ним в итоге сорвалась, потому что покупатель угодил в тюрьму, оказавшись мошенником и организатором одной из крупнейших финансовых пирамид в истории.

В июне 2008 года сантехник Ларри Биглер исчез.

Он инсценировал собственное похищение бразильской мафией, после чего позвонил Джерри Ферраре и потребовал выкуп за свое освобождение. В этот момент Феррара, видимо, стал понимать, в какую авантюру ввязался, а потому платить отказался. Вместо этого он с оставшимся партнером Китом Моррисоном забрал «Баию» со склада. Биглер, обнаружив пропажу, позвонил в полицию. И именно так в судьбе изумруда и вьющихся вокруг него аферистов наконец появляются правоохранительные органы. Освобождение камня из-под власти Феррары и Моррисона превратилось в настоящую спецоперацию с отрядом спецназа и вертолетной поддержкой. Все, буквально все действующие лица истории находились под впечатлением характеристик «Баии»: «крупнейший изумруд в истории», «$925 млн». Это сводило с ума.

Бесконечные тяжбы

Полицейские агенты, занимавшиеся делом, позже назовут его «головоломкой из ада». Никто не делал оценку реальной стоимости камня. Все пытались установить, кому на самом деле принадлежит «Баия». На изумруд претендовали Тони Томас, Кен Конетто, Ларри Биглер, Джерри Феррара и Кит Моррисон, принявшиеся судиться друг с другом.

Пока продолжались тяжбы, камень находился в хранилище полицейского управления Лос-Анджелеса.

Сначала, в 2011 году, суд постановил, что владельцем «Баии» является Тони Томас — человек, заплативший за него первые $60 тыс. На это последовали апелляции Феррары и Моррисона, объединивших свои усилия. В результате дальнейших разбирательств выяснилось, что серьезных документальных подтверждений сделки с бразильскими дилерами у Томаса нет. Летом 2015-го суд склонился в пользу консорциума Феррары и Моррисона. Они уже готовы были праздновать долгожданную победу, и все, возможно, уже планировали вздохнуть свободно и забыть об этой саге, но именно в этот момент появляется претендент, о котором никто из участников склоки даже не думал.

На родину

Осенью 2015 года окружной суд округа Колумбия удовлетворил судебный запрет, поданный Министерством юстиции США от имени Бразилии. Представители этой страны утверждали, что изумруд «Баия» был незаконно вывезен с ее территории и на самом деле по праву принадлежит бразильскому народу. Можно представить себе разочарование Джерри Феррары и Кита Моррисона, когда камень, который они вот-вот уже готовы были забрать из полицейского хранилища, вновь уплыл из их рук. Вероятно, недовольна оказалась и судебная система Соединенных Штатов, вновь вынужденная начать выяснение принадлежности изумруда. А особенно негодовал заведующий полицейским хранилищем, где «Баия» валялась уже семь лет, занимая своей громадой ценное место.

Как бы то ни было, хозяину сейфа пришлось смириться с неизбежностью нового судебного процесса, затянувшегося еще почти на десятилетие.

Лишь в ноябре 2024 года окружной суд округа Колумбия наконец удовлетворил бразильские требования и постановил вернуть «Баию» на родину. Впрочем, и спустя год новостей о долгожданном торжестве справедливости нет. Изумруд, который все герои истории называли «проклятым», пока так и лежит в безопасности под полицейским управлением Лос-Анджелеса, а все заинтересованные стороны дела продолжают мучиться вопросом: сколько же на самом деле может стоить эта драгоценная глыба весом 341 килограмм?

К слову, прямо сейчас в Бразилии проходит онлайн-аукцион по продаже 241-килограммового изумруда, найденного там же, в горах Карнаиба в штате Баия. Минимальная ставка — $19,5 млн, но владельцы рассчитывают выручить $370 млн.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by