«Светофор» и «Три цены». Действительно ли в магазинах «низких цен» дешево?

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Максим Малиновский
14 992
06 ноября 2025 в 8:00

Мы продолжаем исследовать магазины из сегмента низких цен. В прошлом месяце заглядывали в Fix Price и «Галамарт», а на этот раз потребительское любопытство привело нас в «Светофор» и «Три цены». Что покупают там люди? Какие цены? Чем эти магазины завоевывают покупателей? Пробуем найти ответы.

«Светофор»

В один из магазинов этой сети мы отправляемся будним днем — ловим интервал между обеденным и вечерним часами пик. Первое, что бросается в глаза, — это небольшая очередь из трех-четырех человек на кассе, которая вскоре исчезает: люди забежали купить что-то по мелочи, кассиры ловко и быстро «пикают» товары.

Магазин занимает довольно большую территорию. Здесь нет привычной навигации в виде вывесок, нет четкого зонирования. Из незаметных на первый взгляд особенностей — широкие проходы между рядами — две тележки теоретически смогут разъехаться.

Бетонный пол, выкладка напоминает складскую: полки из палет и металлических решеток, товар стоит прямо в коробках. Можно увидеть оптовые объемы и запас продукции прямо на месте. Например, вверху стеллажа прячется стратегический резерв туалетной бумаги.

По словам ретейлера, средняя площадь магазинов — 1000 «квадратов», ассортимент составляют бытовые товары и продукты, есть лимит по числу наименований — не больше 2000. Появилась сеть в 2009 году на окраине Красноярска, прототипом стал американский Walmart. «Светофор» — это третий и самый успешный бизнес российской семьи Шнайдер: Forbes писал, что предыдущие были связаны с алкогольными напитками — первая компания закрыта, от второй остался товарный знак. «Светофор» принадлежит братьям Сергею и Андрею, есть доли в компании и у их родителей Валентины и Ивана. Семья не медийная, интервью о компании чаще всего дают наемные управленцы. Самая крупная доля компании — у 59-летнего Сергея, он входит в топ-146 российских миллиардеров по версии Forbes (состояние в этом году оценивается в $1 млрд).

В Беларусь «Светофор» пришел восемь лет назад, за это время число магазинов дошло до 127 по всей стране, примерно полтора десятка из них — в Минске.

На входе в торговый зал нас встречает текстиль: мужское и женское нижнее белье, носки по три пары, полотенца, небольшие рулоны плюшевых пледов. Внимание привлекает набор полотенец «Неделька», который состоит из семи штук разных цветов, подписанных буднями и выходными.

Чуть дальше блестят гирлянды и елочные игрушки. Да, новогодний ассортимент уже активно продается в разных магазинах, и этот не исключение.

Как думаете, когда на прилавках должны появляться новогодние товары?
527 человек уже сделали свой выбор!

Часть зала дальше выделена под товары для автомобилистов. Замечаем очиститель дроссельной заслонки за 8,53 рубля и антифриз за 18,27, а если нужен домкрат, то на кассе его пробьют за 34 рубля.

Автомобильная бытовуха плавно перетекает в обычную — с лампочками, перчатками, универсальными ковриками и даже стульями. Есть посуда и бытовая химия. Удивляет суровый пятновыводитель «Белизна»: тут большой объем и прозрачная тара — обычно на полках магазинов он в белом пластике и литровом формате.

Зал построен по логике «от промтоваров к продуктам» — больше всего покупателей встречаем возле еды. Вот мужчина выбирает газировку из горки ярких бутылок. А вот в тележке женщины мимо проезжают сушки и крупы. Еще одна покупательница пришла за майонезом и тряпками для уборки. Уловом следующей становятся два рулона новогодней упаковки.


Мы дошли до морозильных ларей — отмечаем в них минтай по 7 рублей за килограмм и небольшие креветки по 17. Есть форель, белорусская индейка, голубцы в виде полуфабрикатов, фарш, замороженное ведро мяса для гриля. На глаза попадается несколько поврежденных упаковок заморозки, при этом сроки годности на этикетках в порядке.

Кстати, в этом году в некоторых из проверенных магазинов дважды находили нарушения, в том числе просрочку: в феврале и в августе.

Радом находится комната-холодильник — вместо двери у нее прозрачные жалюзи из материала, на ощупь похожего на винил. Помещение довольно большое — пять человек могут ходить по нему, не мешая друг другу. Покупатели, кстати, тут не задерживаются: все же в холодный сезон хочется быстро взять нужное и выйти в тепло. На этих полках не так много брендов, знакомых по рекламе на билбордах, но в ассортименте много белорусского — например, колбасы из Могилева, Слуцка, Глубокого. Сырок можно найти за 69 копеек, соевый соус — за 1,84 рубля, десяток яиц — за 2,61.


Уже за пределами холода новые стопки еды — российские консервы соседствуют с лапшой из Кыргызстана и белорусскими макаронами. Напротив — польские яблоки по 4,03 рубля за килограмм, чуть дальше — белорусский уксус и российские специи.

Замечаем, что один вид продукта тут представлен в небольшом количестве наименований: того же уксуса в супермаркете обычно хотя бы два варианта, тут — один. Так что понюхать пять гелей для душа не получится, а вот запастись литром мыла — вполне. Кстати, программы для постоянных покупателей здесь нет. Один из топ-менеджеров компании пояснял, что программа работает так: обычно ретейлер делает наценку, а потом из нее дает покупателям скидку за лояльность, а в «Светофоре» наценка такая, что магазин не может позволить себе скидку.

По ощущениям, принцип экономии можно описать фразой «Копейка рубль бережет»: где-то можно сэкономить 10—50 копеек, где-то — более ощутимые суммы. Большое помещение без брендового дизайна, простая выкладка, «семейные» или просто большие упаковки товара, привлечение локальных и менее раскрученных производителей — примерно такую разгадку подхода к ценообразованию можно увидеть в магазине.

«Три цены»

Тем временем мы переступаем порог следующего магазина. Название отсылает к концепции, построенной вокруг нескольких фиксированных цен. Забегая вперед, скажем, что их на самом деле больше — даже в пределах пары полок можно увидеть три-пять разных ценников.

Сеть белорусская, ведет свою историю с 2015 года. На самом деле, под брендом «Три цены» магазины развивали два юрлица: сначала «ФиксМаркет», а позже «Плэй хард». Первое в начале октября 2025 года признали банкротом, оно находится в статусе ликвидации, а у второго насчитывается более 300 точек.

Магазин, в который мы заходим, довольно компактный по площади, находится вблизи входа в торговый центр. Дизайн простой и аккуратный: кафельная плитка на полу, кассовая стойка в серо-салатовых цветах, ценники в тон. Товары густо располагаются на полках и вешалках. Заметно, что работники старались сделать выкладку привлекательной, цепляющей взгляд и вызывающей желание что-то купить. Наш шопинг пришелся на время получения поставки и пополнения полок — проходы занимают товары, и разминуться с другими покупателями становится непросто. Также на некоторые позиции еще не успели повесить ценники.

Маршрут по залу выстроен «змейкой» — можно идти по ней и посмотреть все или пропустить один-два ряда в поисках чего-то нужного. Ориентироваться в магазине приходится интуитивно: вывесок с подписями отделов нет, правда, сами «отделы» довольно компактные.

Если судить по каталогу на сайте, в продаже есть порядка 20 категорий товаров — от бытовых и автомобильных мелочей до продуктов и даже парфюмерии. Вот некоторые находки:

  • Елочная светодиодная гирлянда за 10 рублей.
  • Массажные мячики, которые можно использовать и для стирки пуховика.
  • Белорусская светодиодная лампочка по цене около 3 рублей.
  • Малярные кисти.
  • Наборы прищепок и ножей.
  • Макароны, чай, чипсы и батончики на перекус.

Кстати, еды, которую нужно было бы хранить в холоде, тут нет.


Несколько необычных находок обнаружилось в отделе косметики: украинская краска для волос, антивозрастной гель для умывания производства Швейцарии. На следующей фотографии максимальная концентрация ностальгии — косметика Jean Michel, которую девочки девяностых покупали в ларьках.

Покупателей немного, очередей нет, но мы пришли в не самое популярное время. Пару человек интересуются новогодним ассортиментом, еще одна женщина зашла за мелочами для дома. Уже вечером в другом магазине сети мы заметим интересную сцену: молодая пара охотилась за инстаграмным комплектом из розовых чашки и блюдца (он внизу на фото). На полке осталось буквально два таких, и девушка очень обрадовалась находке. Они купили еще и пластиковый органайзер, общий чек вышел порядка 30 рублей.

На полках встречаются акционные цены и пометки «Сделано в Беларуси». Бывают тематические акции. Например, сейчас маркетологи заметили, что комплект канцелярии в школе уже можно обновить, и установили на это скидки. Также действует бонусная программа: накапливаются баллы, их количество зависит от суммы чека. Максимальные 10% баллами можно получить при покупке в период вблизи дня рождения. Правда, он не обязательно должен совпадать с реальным, да и здесь его называют иначе — «значимый день». Это тоже один из способов экономить в этом магазине: выбрать его в период праздников или, скажем, на старте дачного сезона.


Для удобства мы решили изучить ценники на отдельные популярные товары — зафиксировали их в магазинах на 3—4 ноября. Стоит отметить, что совпадающие по всем параметрам вещи найти сложно: например, тарелки есть в обоих этих магазинах, но они различаются по диаметру.

Товар Цена в «Светофоре», рублей Цена в «Три цены», рублей
Плед флисовый, 1 шт. 13,55 19,90—23,90
Хозяйственное мыло, 1 шт. 0,73 1,22—1,28
Газ в баллоне, 220 г 2,80 4,90
Пакеты для строймусора на 160 литров, 10 шт. 5,54 6,99
Дезодорированное рафинированное подсолнечное масло, 1 л 4,80 5,99


Реклама
Туринское дерби: «Ювентус» против «Торино» 8 ноября!

С приходом Лучано Спаллетти «Ювентус» еще не проигрывал. Отставание от первой позиции итальянского чемпионата сократилось до 4 очков — вполне вероятно, в скором времени «Юве» вернется в чемпионскую гонку.

«Торино» в этом сезоне не показывает стабильных результатов, располагается во второй части таблицы и, судя по коэффициентам, подходит к матчу с «Ювентусом» в качестве аутсайдера.

Betera — официальный партнер «Ювентуса» в СНГ. Ставьте на футбол в Betera!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by