С сентября прошлого года сеть магазинов «Домашний» перестала платить поставщикам, после чего предполагаемый учредитель больше не выходил на связь, а сам «Домашний» затеял путаную систему реорганизации. В апреле оказалось, что сеть ликвидируется. Декретницы, хоть и с опозданием, но получили свои пособия, чего не скажешь об уволенных работниках: в июле далеко не все из них увидели обещанные деньги. Onliner выясняет, когда людей рассчитают и рассчитают ли вообще.
Кирилл — один из уже бывших работников сети «Домашний». В начале июля мужчине вручили трудовую книжку с записью об увольнении в связи с ликвидацией организации и уведомление о том, что он теперь в очереди на выплату компенсации (при такой причине увольнения работник получает три месячных зарплаты). Хотя обычно все выплаты происходят в последний рабочий день, никаких денег он пока не видел.
— Окончательный расчет и компенсацию мне все еще не выплатили. Я так понимаю, у них задолженность перед многими сотрудниками: пока ждал в офисе, секретарю поступило четыре звонка с таким же вопросом, — рассказывает Кирилл. — Ликвидатор сказал, что очередь на выплаты очень большая, а в Минтруда и соцзащиты мне ничем не смогли помочь. Сейчас думаю обращаться к адвокату. Даже больничный мне стали частями оплачивать только после того, как ФСЗН стал ликвидаторов дергать. Сейчас остался только один неоплаченный, я принес его в июне.
Дело в том, что с декабря Кирилл на больничном из-за онкологии. Узнал об этом 39-летний работник случайно в канун Нового, 2021, года. Следующие полгода прошли как в аду.
— Меня отправили в поликлинике на больничный с подозрением на простуду, но в груди слева появились какие-то нехарактерные боли. Хотел пройти КТ в поликлинике, но талон не дали. В итоге сделал платное КТ и УЗИ: оказалось, что у меня на левой почке новообразование. На следующее утро уже был у платного онколога. Мне попался хороший молодой врач, поэтому все удалось сделать оперативно: в тот же день взяли пункцию и поставили меня на учет. На химиотерапию в феврале я ложился с дикими болями из-за лимфомы, не знал, как спать. Помню, онколог сказал мне тогда: «Есть 30%, что вы выживете». А через месяц на приеме он сделал большие глаза, когда меня увидел.
В итоге за пять курсов химиотерапии раковых клеток не осталось. Правда, после химиотерапии еще месяц нужно находиться на больничном под наблюдением врачей, а в это время деньги катастрофически быстро заканчиваются.
— Первые два месяца лечения мне было сложно решать какие-то еще вопросы, поэтому два месяца я был вообще без денег. Потом больничный выплатили — и снова два месяца без денег. Буквально позавчера пришли 800 рублей за май — начало июня, а уже конец июля. Но самый главный вопрос не в больничном (их-то в любом случае выплатит ФСЗН), а в компенсации за увольнение — у меня к выплате указано 3,9 тысячи рублей. И увижу ли я этот окончательный расчет когда-либо — большой вопрос. А сколько таких же, как я? Когда в декабре я уходил на больничный, уже было ясно, что с сетью что-то неладное творится. Сначала компания взяла возможный максимум товаров по договорам с отсрочкой платежа. Перед Новым годом склады затарили под завязку, а потом все отгрузили в магазины, пройти было негде! За праздники все распродали, и деньги исчезли вместе с учредителем. А людям не за что еду купить, — говорит собеседник.
Также Кирилл вспоминает, что ему, как и многим другим, предлагали уволиться по соглашению сторон.
— Некоторые согласились на увольнение по соглашению сторон. Я в Трудовом кодексе разбираюсь, поэтому сразу сказал: увольняйте меня по закону, никакого соглашения сторон, — говорит он.
У других обратившихся к нам работников ситуация схожая: хотели уволить по соглашению сторон, работники настояли на увольнении в связи с ликвидацией. Выплат нет, и, когда они будут, никто сказать не может.
— Я хотела выходить из декрета досрочно, но весной стало ясно, что возвращаться будет некуда, а 29 июня меня уволили. Теперь нужно как-то с ясельным ребенком искать новую работу, а это будет сделать очень сложно, — рассказывает Карина. — «Расчетник» я до сих пор не видела даже. По словам ликвидаторов, у меня должна быть компенсация за оставшийся отпуск (около месяца) и компенсация за увольнение. Там около трех тысяч рублей. Но начислят их только после того, как на счета компании поступят деньги. А откуда им поступить?
В Минском городском управлении Фонда соцзащиты Onliner рассказали, что следят за своевременными выплатами работникам. Но только если речь идет о выплатах из фонда (как правило, это пособия и больничные). Был ли с работником окончательный расчет и выплатили ли ему компенсации за отпуск или увольнение, в фонде знать не могут — документы об этом им не передают.
— Мы делаем все, что возможно, никого на произвол судьбы не бросили. Фонд оказывает финансовое содействие организациям в выплате пособий в двух случаях: если есть факт несвоевременной выплаты заработной платы и когда расходы больше, чем начисленные страховые взносы. То есть, пособия превышают взносы, — поясняют специалисты управления ФСЗН.
Сеть «Домашний» как раз из тех, чьим работникам нужно помочь. Система в случае ликвидации такая: на специально открытый бюджетный счет ФСЗН переводит деньги на больничные и пособия, а ликвидатор затем начисляет их работнику. На другие цели эти деньги потратить нельзя. Если деньги не пришли, скорее всего, дело в том, что ликвидатор по какой-то причине не подал документы в фонд соцзащиты.
— Человек может предъявить больничный листок в течение шести месяцев после его получения. А сроки выплаты начинают идти только с даты его предоставления. В течение 10 дней пособие назначается, а выплата происходит в срок выплаты заработной платы. То есть, если человек обратился с больничным 1 июля, пособие назначили 11 июля, а выплатят его только с июльской зарплатой в августе, — поясняют специалисты фонда.
Также в фонде напомнили, что если человек заболел более чем на 30 календарных дней в течение 30 дней после увольнения (но только по уважительной причине), он может обратиться в ФСЗН и получить пособие по предыдущему месту работы. Исключение — получатели пенсии.
Кроме того, работники ФСЗН заверили, что декретницам из «Домашнего», которым задержали выплаты в апреле, теперь все платят по расписанию.
— О декретницах мы узнаем только после того, как к нам обращается ликвидатор. У тех, которых мы знаем (ведь у «Домашнего» много юридических лиц), задолженности по пособиям быть уже не может: их перевели в управление социальной защиты или по месту работы мужа. Пока обращения по поводу выплаты пособий работникам сети «Домашний» к нам поступают регулярно, — подытожили в управлении ФСЗН.
Всего в сети «Домашний» работало около 1,5 тысячи человек. Такие цифры приводила в апреле этого года бывший начальник кадрового и административного управления «Домашнего» Ирина Коржакова, отвечая на вопросы Onliner. Тогда же она заверила: «Есть деньги, и они будут выплачиваться. Да, вы получите уведомление за два месяца и три оклада, обязательно».
Правда, большинство работников по разным причинам не стало «бодаться» и согласилось уйти по соглашению сторон, без каких-либо дополнительных выплат. Другие решили, что наниматель должен делать все по закону и выплатить им компенсацию. Третья категория — это декретницы и люди на длительном больничном, их тоже пришлось увольнять по закону, потому что других лазеек немного. По сути, только в их трудовых книжках причиной увольнения указана ликвидация организации и только им положены дополнительные выплаты.
На момент ликвидации на предприятии оказалось 146 таких работников, из них 140 — женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Если умножить это количество на три среднемесячные зарплаты каждому, то получатся большие деньги для торговой сети, у которой совсем беда с расчетами. Мы спросили у компании «Антикризисный консалтинг», которая ликвидирует сеть, почему работники не получили свои деньги и есть ли вообще у них шанс.
— Предприятия сети «Домашний» обладают достаточным уровнем активов для полного расчета с сотрудниками. В то же время практически все активы сети арестованы Следственным комитетом в рамках возбужденного уголовного дела, что создает дополнительные препятствия для расчета с уволенными сотрудниками, — поясняют ликвидаторы. — Ликвидатор сети обращался в администрацию Фрунзенского района города Минска с просьбой поспособствовать в снятии наложенных арестов для расчетов с сотрудниками сети «Домашний».
Правда, пока это ни к чему не привело: счета заблокированы, и снять с них деньги на выплаты работникам ликвидаторы не могут.
— В настоящий момент никто из сотрудников сети «Домашний» не получил компенсацию. Но эта задолженность будет погашена в полном объеме, так как она находится в приоритетной очереди перед всеми остальными кредиторами сети «Домашний». Срок выплаты компенсации в настоящее время зависит от сроков снятия арестов с имущества и открытия в отношении данных предприятий дел о банкротстве. Сейчас Экономический суд Минска отказывается возбуждать дело, — подытожили в компании «Антикризисный консалтинг».
«Домашний» — не первый и не последний наниматель, который ликвидируется. Поэтому работникам полезно знать свои права на всякий случай.
При увольнении из-за ликвидации работнику положена не только стандартная зарплата за отработанный месяц и компенсация за неиспользованный отпуск (если он есть), но и компенсация в размере не менее трех среднемесячных заработков.
Именно по этой причине наниматели так неохотно используют формулировку «увольнение в связи с ликвидацией», предпочитая уговаривать работника на «соглашение сторон».
— Об увольнении в случае ликвидации компании работник должен быть уведомлен не позднее двух месяцев до предполагаемой даты ликвидации. Наниматель вправе заменить срок предупреждения выплатой в размере двухмесячного среднего заработка. Если работник не был уведомлен в надлежащий срок или срок уведомления не был заменен компенсацией, можно обратиться в суд, — объясняет эксперт юридической фирмы «Лигалтакс» Надежда Смахтина. — Если суд установит, что нарушения действительно были, дата увольнения будет изменена с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения. И за период, на который продлят договор в связи с изменением даты увольнения, будет взыскан средний заработок в соответствии с законодательством.
Эти выплаты работники получают из резервного фонда заработной платы или в суде в соответствии с очередностью кредиторов.
— Статьей 76 Трудового кодекса предусмотрено, что у нанимателя есть обязанность формировать резервный фонд заработной платы. Данный фонд формируется для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также иных компенсационных выплат, в том числе на случай ликвидации нанимателя. В соответствии с законодательством, резервный фонд формируется из прибыли организации. Тем не менее часто получается так, что у организации нет резервного фонда из-за отсутствия прибыли, — комментирует Надежда. — Если требования работников не могут быть удовлетворены за счет фонда, они должны заявить их должнику вместе с остальными кредиторами.
По законодательству все, кому должно предприятие, становятся в специальную очередь. Работники стоят в ней вторыми — после физических лиц, перед которыми наниматель несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью (если такие есть). То есть, долги перед поставщиками, налоговой и так далее погашаются не раньше, чем долги перед работниками.
Как правило, реестр кредиторов формируется в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о ликвидации компании. Проверить, когда опубликовали такую информацию, можно здесь. Публикация о ликвидации сети «Домашний» появилась 12 апреля 2021 года, и срок уже прошел. Но еще не все потеряно.
— Если срок пропущен, то требование о включении в реестр все равно можно подать. Однако в таком случае расчеты будут производиться с работниками в последнюю очередь, после расчета с теми кредиторами, которые вовремя подали требования для включения в реестр, — говорит юрист.
Чтобы понять, насколько плохи (или неплохи) дела компании, можно поискать данные о приказных производствах, где наниматель выступает должником, на специальных сайтах. Там же будет указана сумма долгов. На сегодняшний день ООО «Гамма Ритейл» выступает должником в 95 приказных производствах на общую сумму почти 1,2 миллиона рублей.
— К сожалению, конкретную дату, когда будет погашена задолженность при ликвидации предприятия, назвать нельзя, так как сроки зависят от наличия активов ликвидируемой организации и реестра требований кредитора, — подытожила юрист.
Если кредиторов много и имущества на погашение долгов не хватает, тут уже ничего не поделаешь — начинается стадия банкротства.
Читайте также по теме:
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by