«Как можно быть такой дурой!» — до сих пор не может простить себе события последних дней наша читательница Алена. Наивным человеком она себя никогда не считала: прежде чем что-то купить, всегда внимательно изучала интернет и анализировала информацию со всех сторон. А тут случилось странное: два дня назад в суете она ответила на звонок якобы от сотрудников интернет-магазина, проговорила с незнакомцами «как в тумане» почти целый час и оформила овердрафт по зарплатной карте на сумму 1400 рублей.
Мы уже не раз писали о мошеннической схеме со звонками в мессенджеры: доверчивым белорусам звонят якобы сотрудники банка, просят установить в телефоне приложение, которое позволяет удаленно управлять рабочим столом, получают доступ ко всем паролям и списывают с карточек деньги. История Алены отличается тем, что ей позвонили не из банка, а из интернет-магазина. Сказали, что на белоруску оформлен кредит на стиральную машину, нужно срочно внести первый платеж.
— Я часто в этом магазине заказываю товары, и мне регулярно приходят сообщения в Viber о том, что посылка пришла. Поэтому я глянула быстро в телефон, увидела, что это 21 vek, и не удивилась. Номер был очень похож на лайфовский, начинался с цифр +3725.
По телефону Алене сказали ее Ф. И. О., дату рождения, адрес проживания и спросили, почему она не оплачивает свою покупку.
— Я, честно говоря, впала в ступор. У меня внутри началась паника: как же так, кто на меня оформил кредит? Начала объяснять: нет-нет, это ошибка, я ничего не оформляла.
Девушку постарались успокоить: в магазине, конечно же, сделку отменят, но данные-то похищены! Поскольку вокруг развелось очень много мошенников, Алене посоветовали срочно обратиться в службу безопасности банка.
— Я поблагодарила сотрудников магазина за то, что они предупредили меня об опасности. И тут мне говорят: если вы подождете еще пару минут, соединим вас с банком. У меня совершенно выпало из головы, что я говорю по Viber! Я раньше думала, как же так легко люди «ведутся», а теперь понимаю как... Это все звучало очень убедительно!
Они забалтывают, уводят фокус внимания, делают это настолько профессионально, что происходит какое-то помутнение рассудка.
Через пару минут с Аленой связался якобы сотрудник из отдела безопасности банка. Уточнил, что случилось, снова назвал все личные данные белоруски и удивился: почему при оформлении карточки ей не сказали установить приложение безопасности на телефон?
— Мне говорят: давайте мы сейчас все настроим, включайте громкую связь, заходите в Google Play и качайте AnyDesk. В милиции про это приложение уже знают прекрасно — оно позволяет удаленно управлять рабочим столом телефона или компьютера. Это я потом уже про него почитала, увидела плохие отзывы (рейтинг 3 в Google Play), а тогда установила без задней мысли.
Алене сказали войти в банковское приложение и ввести пароль — незнакомцы видели все данные, которые вводила белоруска. Отчасти нашей читательнице повезло: на карте в тот момент у нее было всего 70 рублей, до этого она ходила по магазинам с детьми и крупную сумму потратила. Но мошенники не растерялись.
— Мне сказали: сейчас вам начнут приходить сообщения от вашего банка, но будьте осторожны, не называйте вслух коды и пароли, помните о безопасности. При этом они видели все сообщения, которые присылал мне банк, и каким-то образом оформили на меня овердрафт на 1400 рублей в банке.
Алена объясняет: она ни разу не брала кредиты в банке. Когда увидела SMS, что на карту пришла крупная сумма, стали появляться сомнения. Но у мошенников нашелся ответ: овердрафт на выгодных условиях ей предложили в качестве компенсации из-за того, что система безопасности дала сбой. Пользоваться этими деньгами совсем не обязательно.
— Я подумала: ладно, с этим потом разберусь, сейчас бы все по кредиту на стиральную машину прояснить, с безопасностью разобраться. А параллельно они начали заказывать на меня виртуальные карты в другом банке. Как потом объяснили мне в милиции, на эти карты мошенники переводят деньги. Вот у меня с карточки сняли — туда закинули. А мне говорили, что это проверка общей безопасности вашего аккаунта.
Алена до сих пор не может понять, как она так легко повелась на уловки мошенников. Даже когда ей стали приходить эсэмэски от других банков, с которыми она никогда не сотрудничала, общение не прекратила. Разговор длился больше 40 минут.
— Это какие-то чертовы гении. Обычно я всю информацию ставлю под сомнение, анализирую, сначала отзывы смотрю в интернете, все проверяю, у знакомых информацию уточняю. А тут… Остановилась я, только когда они меня попросили подтвердить свою карту «электронной подписью». Таким образом пытались добиться три цифры с оборота карточки (CVV-код. — Прим. Onlíner). И тут мне все стало понятно: меня развели.
Я была в шоке: какой же я лох! С каким таким сотрудником банка я говорю сейчас по Viber?
Алена сразу же отклонила вызов и заблокировала карту, но получила push-уведомление о том, что с нее сняли 1400 рублей — помимо 70 рублей, которые уже были на карте.
— Что интересно, в выписке указано, что эта сумма была заблокирована банком, насколько я знаю, мошенники сделали несколько попыток по переводу денег. Сейчас я выясняю, должна я эту сумму банку или все-таки нет, написала заявление на разбирательство. Удивлена, что овердрафт можно так легко оформить онлайн, плюс уже два месяца на эту карту не было зарплатных поступлений, и это не смутило сотрудников банка... Если бы не овердрафт, цена моей глупости была бы всего 70 рублей, а получилось 1470. Муж, конечно, успокаивает, говорит: ну, выплатим мы эти деньги, не переживай. Но лучше бы я детям что-то купила…
В «Белгазпромбанке», где обслуживается Алена, нам не удалось оперативно получить комментарий по ситуации читательницы и условиям оформления овердрафта. При этом в пресс-службе отметили, что банк неоднократно предупреждал клиентов о мошеннических схемах:
— Напоминаем о том, что ни в коем случае нельзя оформлять банковские продукты по запросу любых неизвестных лиц, кем бы они ни представлялись. Нельзя сообщать реквизиты банковской платежной карточки, пароли, коды из SMS-сообщений, паспортные данные, нельзя осуществлять перевод денежных средств на неизвестные счета. При возникновении любых вопросов, связанных с оказанием банковских услуг, используйте только каналы связи, указанные на официальном сайте банка.
Помимо банка, наша читательница Алена побывала в милиции, где ей сказали, что по ситуации якобы с компанией 21 vek она уже третья за полдня. Звонкам от банков люди уже доверяют меньше, поэтому мошенники придумывают все новые и новые способы развода. В интернет-гипермаркете о случаях обмана знают и предупреждают об опасности покупателей:
— К сожалению, эту схему используют мошенники не только в Беларуси, но и в странах-соседях. В фокус попадают крупные компании с большой клиентской базой, например, в России это «Сбер», в Украине — «Приватбанк». 21vek.by — один из крупнейших онлайн-ретейлеров в Беларуси, у нас более 2,5 млн постоянных клиентов, поэтому, осуществляя звонок рандомно любому белорусу, у мошенников есть большой шанс дозвониться именно до нашего клиента. Мы знаем, что в последнее время такие случаи участились, и с сентября предупреждаем всех клиентов об этом на странице оформления заказа в десктопной и мобильной версии сайта, а также в письме подтверждения заказа.
— Еще раз обращаем внимание всех белорусов, что операторы нашего онлайн-гипермаркета не осуществляют телефонные звонки через приложение Viber. Не сообщайте никому свою конфиденциальную информацию и совершайте покупки безопасно, — комментируют в компании.
Читайте также:
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро