Буквально в десятых числах февраля мы говорили с HR-экспертом о том, что в Беларуси не хватает соискателей: рабочих мест гораздо больше, чем желающих их занять. Об этом же сказала чуть позже статистика Минтруда: в стране рекордное количество вакансий. Но ситуация заметно поменялась после 24 февраля — впервые за несколько лет рынок труда как по щелчку пальцев в некоторых сферах стал работодательским.
— До 24 февраля мы видели стандартную для начала года ситуацию на рынке труда, — говорит Светлана Шапорова, директор сервиса rabota.by. — Затем произошло снижение количества вакансий, и оно продолжается до сих пор. Одновременно начало расти количество резюме.
— Мы отслеживаем показатель конкуренции: соотношение количества резюме к количеству вакансий. В обычных обстоятельствах нормальной считается ситуация, когда на 1 вакансию приходится 7—8 резюме. До 24 февраля на 1 вакансию было примерно 6 резюме — это значит, что нанимателям при поисках сотрудников требовалось больше ресурсов для закрытия вакансий. Но после 24 февраля ситуация стала меняться, на прошлой неделе на 1 вакансию на нашем сайте приходилось уже 11 резюме.
Вывод из этого простой: найти работу стало сложнее, а вот нанимателям теперь проще находить новых работников, ведь соискатели стали активнее.
— Мы не успели привыкнуть к новой реальности, как наступила сверхновая. Сейчас мы видим, что рынок труда стал работодательским в ряде профессиональных областей. Однако мы не можем говорить, что это надолго. Постепенно будет происходить сокращение дисбаланса. Первые соискатели, которые отправляются на поиски работы сейчас, быстро «растворятся» в спросе, найдут для себя новые рабочие места, и через некоторое время работодатели снова столкнутся с кадровым голодом. Также никуда не исчезнет ситуация с «демографической ямой».
У компаний сейчас появилась возможность нанять лучших работников и закрыть даже те вакансии, которые долго не закрывались либо закрывались с трудом.
Об этом говорит не только аналитика Исследовательского центра rabota.by, но и наши клиенты. Они рассказывают, что за последнее время смогли нанять кандидатов, которые раньше даже не рассматривали вариант смены работы.
(Данные Исследовательского центра rabota. by, сферы с наибольшим падением числа активных вакансий на неделе 7—14 марта к неделе 14—20 февраля — на основе резюме, активных хотя бы 1 день за последние 30 дней.)
Так выглядят 5 сфер с наибольшим снижением количества вакансий:
Почему именно эти сферы и по какой причине белорусский рынок труда оказался таким чувствительным к ситуации, которая происходит в других странах? Директор rabota.by объясняет: Беларусь тесно сотрудничает с восточными и южными соседями, поэтому белорусский бизнес не мог не отреагировать на сложившуюся ситуацию и экономические изменения. В связи с этим часть компаний сократили или приостановили наем, наниматели переориентировались на сохранение текущего штата.
Рынок ИТ адаптируется под изменившиеся реалии: ищет проекты и заказчиков на новых рынках, перестраивает бизнес-процессы с учетом применения новых сервисов и инструментов. Рынок рекламы, туризма, гостинично-ресторанный бизнес, в принципе, всегда первыми реагируют на кризис. Компании занимаются оптимизацией бюджетов на маркетинг и рекламу, а люди, в свою очередь, оптимизируют траты на отдых и развлечения.
Производство связано с поставками сырья, его транспортировкой, с которой в некоторых сферах в текущих условиях могут возникать трудности. Продажи напрямую связаны с покупательской способностью, которая в условиях нестабильности может снижаться.
(Данные Исследовательского центра rabota. by, увеличение количества резюме на неделе 7—14 марта к неделе 14—20 февраля — на основе резюме, созданных либо обновленных за последние 60 дней.)
— Мы обратили внимание, что люди стали чаще искать работу на полный рабочий день, рассматривают полную занятость, — обращает внимание Светлана Шапорова. — В ковидном 2020 году было иначе: люди часто искали подработку, их интересовала частичная занятость, удаленка.
Предполагаем, что рынок труда недолго будет работодательским, никто не отменял влияния демографической ямы. Мы провели анализ и увидели, что из-за демографической ямы в Беларуси будет не хватать работников 25—34 лет, а это самая привлекательная для работодателей возрастная категория. Через какое-то время в статистике Белстата мы увидим и последствия оттока кадров в этом году.
Компании могут столкнуться с соблазном сократить сотрудников, однако Нина Осовицкая, руководитель центра консалтинга и развития HR-бренда клиентов hh.ru, рекомендует этого не делать.
— Работодатель должен всегда задавать себе вопрос (а в кризисное время — особенно): какие сотрудники в большей степени отвечают за конкурентное преимущество, которое позволяет компании быть успешной в текущих условиях? Таких людей обязательно нужно оставлять и удерживать, даже если вы не можете их обеспечить работой на 100%.
Кризисная ситуация закончится, а найти таких же специалистов будет мегасложной задачей.
Банальный пример — ИТ-специалисты: их сложно привлекать, потому что они востребованы на рынке и есть определенные сложности с тем, чтобы их удержать, ведь они постоянно получают предложения от других нанимателей. То есть такие сотрудники должны каждый день выбирать своего работодателя.
Что делать, если компания не хочет увольнять людей, но и не может дать им прежнюю загрузку или зарплату? Можно сместить фокус на переобучение. Нина Осовицкая приводит пример успешного бизнес-кейса: в банке приостановилось потребительское кредитование, и, чтобы не увольнять работников, компания предложила им переобучение. Это позволило сотрудникам работать с депозитами и просроченными кредитами.
Также, чтобы сохранить команду, можно предложить ей саббатикал — длительный отпуск, некоторые в нем даже нуждаются, поэтому воспримут его не как минус, а как прекрасную возможность (хотя, что уж скрывать, вряд ли такому обрадуются работники, для которых зарплата — единственный источник дохода). Еще вариант — это переход на сдельную зарплату.
Следующий вопрос: как удерживать людей? Понять, что сейчас у многих поменялись приоритеты. Раньше фокус на стабильности был, в основном, у не очень квалифицированных сотрудников: им нужен стабильный предсказуемый доход и отсутствие риска его потерять, наличие соцпакета, дополнительных льгот. Теперь гарантия стабильности — приоритет для всех, потому что, когда вокруг неустойчивая ситуация, человек ждет, что работа станет для него островком спокойствия.
Второй приоритет — это комфорт, потому что у людей много стресса. Комфорт может проявляться по-разному (например, удобное рабочее место), но он может быть и психологическим (дружелюбная рабочая среда). В таких условиях сотрудник более продуктивен.
— Это иллюзия, что, если человек сильно устал, значит, он лучше поработал.
На многих процессах человек может показывать хорошие результаты без постоянного стресса и переработок. Но это не касается запуска новых проектов, да и для людей, которые работают над созданием нового, обычно комфорт не на первом месте.
Третий важный приоритет для тех, кто создает новое, — возможность профессионального развития. Инициативные сотрудники ожидают, что компания даст им эту возможность, а если они этого не получают, то быстро разочаровываются в работе и уходят.
— Первый и очевидный совет — выполняйте свою работу хорошо, чтобы у нанимателя не возникало вопросов о вашей эффективности.
Во время кризиса лучше быть на виду у своего работодателя, проявлять активность и демонстрировать желание работать.
Также постарайтесь избегать конфликтов, не требовать у нанимателя увеличения зарплаты или повышения в должности, не портите отношения с коллегами.
Важно сохранять способность к обучению: любой дополнительный навык может стать вашим преимуществом в конкурентной борьбе или аргументом при сохранении рабочего места за вами.
Кроме того, не стоит забывать про информационную гигиену и дозировать пребывание на новостных ресурсах и в различных тематических чатах. Иногда неприятная новость может сбить настрой на целый день, а постоянный «серф» в интернете — отвлекать от рабочих задач.
Изучите спрос на вашу профессию: сделайте мониторинг вакансий, присмотритесь к требованиям и зарплатным предложениям от других работодателей. Полезно также обновить резюме на работном сайте. Оцените возможности поиска новой работы или подработки, если на текущем месте что-то пойдет не по плану, — рекомендует Светлана Шапорова.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by