Когда мы убедились, что в Беларуси все в порядке с сахаром, мукой и гречкой, настала пора поинтересоваться чуть менее доступными товарами — морепродуктами. Какой выбор на прилавках? Что пишут на ценниках? Есть ли проблемы с поставками? С такими вопросами мы отправились на рыбные ряды Комаровки и в магазины.
Рыба, как и многие товары из зарубежья, ориентируется на доллар — об этом рассказывают на рынке и в магазинах. Меняется курс — синхронно переписываются ценники. Откуда рыба? Одни продавцы говорят, что закупают ее у поставщика здесь в Беларуси, другие — что в России.
Ну как сказать — «говорят». На крытом рынке (здесь продают копченую рыбу, икру, консервы) практически все отворачиваются от нас, некоторые немного грубят или делают вид, что не слышат никаких вопросов, запрещают фотографировать витрины. С нами пообщалась только Рената («И сфотографируйте меня!»). Рассказывает, что работает сама на себя, поэтому ей немного проще — не надо платить зарплату продавцам.
— Ассортимент у нас какой был, такой и есть. А чего рыбе пропадать? Вы слышали, что рыба пропадает? Ай, всегда кто-то что-то говорит. Я поражаюсь — покупателей хватает, люди есть. Но брать стали меньше.
Что по ценам? Форель у Ренаты стоила 75—85 рублей, теперь 85—110 (в зависимости от того, чилийская или норвежская).
— Но 85 рублей — это на рыбу с предыдущей поставки, следующая цена будет другой.
Скумбрия стоила 23 рубля с копейками, теперь 25. Селедка как была 20, так и осталась.
— Марлин у меня по 75, хотя у других он уже по 100. Меня устраивает и такая цена, пусть берут люди, не лежать же рыбе. Морепродукты — не тот товар, который может лежать на прилавке долго, все же есть сроки годности.
Икра еще по новогодним ценам, потому что привоз был в декабре. Новая будет вот-вот (начинается сезон), но по каким ценам будет продаваться — непонятно. Консервированные крабы тоже с зимними замороженными ценниками — пока не поменялись.
— Что у вас берут чаще всего?
— Да так, селедку.
В декабре на Комаровке работала точка с черной икрой, где цена за банку доходила до 1000 рублей. Тогда продавец нам рассказывала, что икра доставляется самолетом из Астрахани. Напомним, как красиво это выглядело.
Увы, к апрелю точка исчезла: мы застали пустую витрину. Где-то сбоку нам подсказали:
— Эти ребята все продали и уехали, кажется, в Россию. Им стало невыгодно все это.
На уличных рядах у продавцов примерно такое же настроение — многие не хотят обсуждать ни цены, ни ассортимент, ни количество покупателей.
— У нас все хорошо, так и напишите. Рыбы много, цены не поменялись.
— Как не поменялись? На крытом рынке нам сказали, что цена зависит от доллара.
— А я вам что говорю? У меня на витрине практически вся рыба российская, мы покупаем ее в Беларуси у оптовика за белорусские рубли, причем тут доллар? И покупателей у нас хватает. Сейчас их нет потому, что «тихий час», обеденное время.
Встречаем продавца Наталью, с которой виделись неполные четыре месяца назад. Разговариваем о ценах — Наталья рассказывает, что все в порядке, заморозка подорожала, но незначительно (например, гребешки были по 75 рублей в декабре, теперь по 80 рублей). Все хорошо, покупатели есть, рыбы хватает.
— А почему здесь так много пустых витрин?
— Аренду многие не вытягивают, поэтому закрываются. Да всегда закрывались, а не только сейчас. У меня много друзей на рынке, я здесь 30 лет работаю и знаю. Не только рыба, здесь недавно бар закрылся.
А мы 90-е пережили, и это время тоже переживем. Остаются те, кто работает много.
В магазинах прямо признают, что морепродукты подорожали.
— Изменение цен на рыбу связано преимущественно с курсовыми изменениями. Несущественно поменялись цены на рыбу из России, — лаконично и абстрактно прокомментировали нам в одной из крупных торговых сетей.
— Цены после известных событий поднялись процентов на 30, — сказали корреспонденту Onlíner в одном из рыбных интернет-магазинов. — У некоторых поставщиков есть еще старые запасы, и они распродают их по старым ценам.
Допустим, креветки, которые стоили 27 рублей в начале года, сейчас стоят 42 рубля.
Поставщики сказали, что сейчас будут потихоньку снижать цены, потому что с конца февраля они закладывали в цену курсовые и другие свои риски. Практически все, около 80%, мы везем из России, и проблем с рыбой оттуда нет. Еще везем морепродукты из Чили, Испании, Италии, Китая, Индии — все подняли цены. Товар есть, как и раньше, единственное — немножко упал потребительский спрос.
— Каждый день новые цены, мы сами удивляемся, — сказала продавец в минском «Санта Фиш».
Давайте посмотрим, почем сейчас в магазинах продают стейки красной рыбы. Примерно пять месяцев назад для текста о ссобойках мы брали их по 37 рублей за килограмм, но это когда было и при каком курсе доллара... Теперь цены на стейки начинаются примерно от 50 рублей.
Что делать, если у вас нет денег ни на стейки по 50 рублей, ни тем более на филе, которое стоит и вовсе в районе 80 рублей? В магазине мы взяли две форели (замороженную и охлажденную), чтобы провести эксперимент.
Свежую потрошеную радужную форель с головой мы купили за 31,61 рубля — она потянула на 1,154 кг (по 27,39 рубля за 1 кг). Замороженная потрошеная форель с головой обошлась нам в 21,23 рубля за 708 грамм (29,99 рубля за 1 кг).
Первую рыбу разделаем на стейки, из второй добудем филе.
Так выглядела радужная форель до разделки. Напомним, стартовый вес у нее 1,154 кг.
Голова и хвост завесили 187 грамм (хотя можно было резать и аккуратнее).
Порезать красиво не получилось, но главное же не красота, а экономия. У нас получились стейки общим весом 942 грамма. Фотография не передает размера — стейки совсем небольшие. И еще 25 грамм потерялись где-то в воздухе.
Считаем в процентах, что получилось.
Голова | 156 грамм | 14% |
Хвост | 31 грамм | 3% |
Стейки | 942 грамма | 81% |
Потери | 25 грамм | 2% |
Если вы человек, который выбросил бы голову и хвост (вместо того чтобы сварить из них суп) и оставил бы только стейки, они бы обошлись вам в 39 рублей. Эта сумма выглядит небольшой на фоне нынешних цен, но несколько месяцев назад за такие деньги вы могли бы найти обычные стейки в супермаркете.
Теперь берем замороженную форель. Цель: разморозить, разрезать на филе, взвесить.
После 4-часовой разморозки получаем 621 грамм рыбы.
Из них голова, хвост и хребет (обычно такое называют суповым набором) — 131 грамм.
Животы, они же брюшки, завесили на 41 грамм.
И самое ценное — филе. На коже, с чешуей. Получаем 449 грамм (а без кожи и чешуи сколько той рыбы?).
Из чего состоит замороженная рыба? Наши подсчеты, которые ни на что не претендуют (кроме удовлетворения любопытства).
Напомним, стартовый вес форели 708 грамм.
Вода | 87 грамм | 12% |
Филе | 449 грамм | 63,4% |
Брюшки | 41 грамм | 6% |
Суповой набор | 131 грамм | 19% |
Выбросить хвост с головой — это еще можно, а вот утилизировать брюшки — это перебор в нынешних экономических условиях. Филе вместе с брюшками составили почти 70% от рыбы, а значит, обошлись нам в 30 рублей. Для сравнения — на Комаровке мы видели только брюшки по 19 рублей (хотя стоит учитывать, что там была рыба совсем другой весовой категории). Если вероломно выкинуть все, кроме филе, оно обошлось бы в 33 рубля — напомним, в магазинах филе красной рыбы стоит около 80 рублей.
Белстат бдит — он отслеживает изменение цен на товары, в том числе на рыбу. По свежим данным, в феврале за месяц (то есть по сравнению с январем) товары категории «рыба и рыбопродукты, в том числе морепродукты» подешевели на 0,5% в Минской области, подорожали на 1% в Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областях, на 2,5% выросли в Гродненской области.
А вот уже статистика по марту: в Гродненской области морепродукты подорожали на 5%, в Витебской — на 5,5%, в Гомельской — на 6%, в Брестской и Могилевской — на 7%, в Минской — на 9% и плюс 11% — в Минске. За месяц. Вот такая рыбная инфляция.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by