Каждый из нас хотя бы раз мечтал о том, как было бы здорово, если бы все финансовые проблемы однажды разрешило чудо: наследство от неизвестной бабушки, случайно купленный на рынке подлинник Ван Гога или найденный сундук с золотом в огороде. Но потом отрезвляюще щипаешь себя и говоришь: хватит мечтать, иди работай. Скорее всего, так и делали герои наших следующих историй, пока однажды щипок не помог — они и правда проснулись богачами.
В 2020 году американский коллекционер прогуливался по дворовой распродаже разного барахла и заприметил небольшую фарфоровую чашу. Он сразу понял, что рисунок явно непростой, и потому даже не торговался, когда продавец попросил за посудину $35, надеясь впоследствии выручить пару тысяч долларов.
Мужчина сразу написал оценщикам аукционного дома с просьбой установить ценность чаши. Вскоре пришел ответ: это подлинная китайская фарфоровая чаша династии Мин XV века, эпохи императора Юнлэ. Более того, находка оказалась еще и необычайно редкой: в музеях по всему миру хранится только шесть подобных чаш.
В итоге в 2021 году счастливчик выставил чашу на Sotheby’s, где она стала одним из топ-лотов аукциона «Ценное китайское искусство». Предварительно за нее планировали выручить $300—500 тыс.
Китайские коллекционеры оценили чашу еще выше — в итоге она была продана за $722 тыс. Как посудина оказалась в США — загадка, но коллекционер явно остался счастлив.
В 2016 году пара престарелых британцев по фамилии Хеммингс решила переехать в жилплощадь поменьше: четверо детей выросли и съехали, а уплачивать большую «коммуналку» и делать уборку в немаленьком доме стало бессмысленно. Перед отъездом пенсионеры стали избавляться от ненужных вещей, в число которых попало старое пианино 1905 года выпуска, на котором когда-то учились играть дети. Последние 30 лет музыкальный инструмент стоял без дела.
В итоге фортепиано подарили местному колледжу, который как раз праздновал свое 110-летие. От времени в нем периодически залипали клавиши, и спустя год директор школы вызвал настройщика, который должен был наладить инструмент. Тот и прибежал к нему в кабинет через час с округленными глазами и рассказал о неожиданной находке.
61-летний рабочий нашел в пианино семь холщовых мешочков, перевязанных кожаными шнурками. Он с любопытством вскрыл один из них — и обнаружил там монеты из золота и серебра. Школа обратилась к Британскому музею, который установил, что 900 монет состоят из чистого золота и серебра и относятся к периоду правления королевы Виктории (между 1847 и 1915 годами). А вот личность спрятавшего клад и причины появления тайника так и остались загадкой. Известно лишь, что монеты были спрятаны в пианино в 1920-е годы и затем как минимум однажды переупаковывались. Семья, подарившая пианино колледжу, не знала ни о кладе, ни о прошлых владельцах инструмента, который купили через вторые руки.
По английскому законодательству клад достается государству, а его стоимость разделяется между нашедшим и обладателем территории (предмета), где была сделана находка. В итоге семье пенсионеров не досталось ничего, а $650 тыс. поделили между собой настройщик инструмента и школа. Пианино же и дальше стоит в колледже.
В далеком 1986 году 22-летняя британка Дебра Годдард купила на блошином рынке кольцо за $12. На вид оно было как типичная бижутерия: серебряное основание украшал огромный прозрачный камень — на вид или горный хрусталь, или фианит. Пару раз девушка надевала его на вечеринки, а постом забросила в шкатулку на долгих 33 года.
В 2019 году в семье случилось несчастье: мать Дебры отдала все сбережения мошенникам. Чтобы найти деньги, девушка собрала все ценное, что есть в доме, и отнесла оценщику в ломбард. Среди украшений было и то самое кольцо, за которое уже 55-летняя владелица рассчитывала получить около $70.
Ювелир чуть не рухнул в обморок, дойдя до той самой «стекляшки». Камень в кольце оказался огромным алмазом весом 26,27 карата. Специалист даже не взялся оценивать его и посоветовал отнести на крупный аукцион.
— Ювелир сказал мне: «Вы знаете, что это такое? Это бриллиант». Я просидела всю ночь, глядя на него и не зная, что мне делать, — вспоминает Дебра. — Я считаю, что это карма за плохие вещи, которые произошли в нашей жизни, и за то, что у моей мамы отобрали все.
Женщина отнесла кольцо в аукционный дом Sotheby’s, который подтвердил подлинность камня. В итоге кольцо обрело вторую жизнь, уйдя с молотка за $884 тыс. в эквиваленте.
Что удивительно, женщина отнеслась к удивительной находке абсолютно спокойно. Она призналась, что деньги для нее — это совершенно не главное, потому основную часть потратила на маму. Счастливица оставила своей 72-летней матери щедрую пенсию, чтобы та смогла воплотить свою мечту — путешествовать по миру.
Сама же Дебра живет в обычном муниципальном доме на западе Лондона и по-прежнему работает в местной благотворительной организации, где за все время вырастила более 20 детей в домах социального обеспечения. Изменилось в ее жизни только одно: она создала небольшую компанию, которая скупает антикварные украшения с различных ярмарок.
Одна из удивительных находок произошла в 2006 году в Венгрии, когда 68-летний фермер Имре Хорват полез чинить чердак в старом курятнике. Хозяйство досталось ему в наследство от отца, погибшего на фронте.
В отличие от отца-музыканта, Имре всю жизнь занимался разведением и продажей птицы и яиц. Пока не полез делать ремонт на чердаке, где обнаружил максимально неожиданный предмет — скрипку. Весь ее вид говорил о том, что это не просто старый и дешевый инструмент, а нечто ценное. К тому же для условий на чердаке он прекрасно сохранился.
Венгерские специалисты не смогли с точностью установить происхождение скрипки и отправили фермера для экспертизы в столицу. Там и ошарашили: скрипка создана Антонио Страдивари, а ее приблизительная стоимость составляет $2 млн.
Фермер с радостью от нее избавился: хранить такой «клад» было просто негде, а новость о находке распространилась по всему миру.
«Я очень обрадовался находке, но потом ужаснулся, ведь мне просто негде хранить такую дорогую вещь! Я просто хочу побыстрее ее продать и положить деньги в банк, а затем расслабиться», — говорил он в интервью.
От продажи скрипки на аукционе Christie’s Имре Хорват заработал $3,5 млн — на тот момент это был рекорд для музыкальных инструментов. По его мнению, скрипку спрятал его отец перед тем, как уйти на войну. Но оттуда, увы, не вернулся.
К слову, скрипки итальянского мастера XVII века Антонио Страдивари обладают не только удивительным звучанием, но и самой высокой ценой для музыкальных инструментов. Его инструменты всегда считались эталоном: еще при жизни мастера дарили их королям, а коллекционеры готовы были отдать за них любые деньги. Например, одна из скрипок авторства Страдивари принесла ее владельцу $16 млн, а средняя цена составляет около $10 млн.
За свою долгую жизнь Страдивари изготовил около 1200 скрипок, до наших дней дошло около половины — причем часто в прекрасном состоянии: секретный минеральный лак предотвращал разрушение древесины.
Остальную половину преследует злой рок: их забывали в такси, самолетах и поездах, они по несколько раз похищались и затем находились в самых неожиданных местах. Многие были уничтожены пожарами, а как минимум две скрипачки погибли в авиакатастрофах вместе со скрипками Страдивари.
Впрочем, не всегда найденная на барахолке ценность приносит ее владельцу счастье или даже деньги. Вещь вполне может оказаться краденой, и ее потребуют вернуть владельцу или наследникам. Или же эксперты будут десятилетиями выяснять, подлинник это или подделка. А когда дело касается ценных бумаг, то и вовсе готовься к головной боли.
Американцу Тони Марону повезло и не повезло одновременно. На одной из гаражных распродаж он купил коробку с разными документами за $5. Большинство из них были обычной макулатурой, но один вызвал интерес. Это был старый вексель на 1625 акций компании Palmer Union Oil Co., в которую в итоге переросла Coca-Cola. На тот момент владение такими акциями приносило доход в астрономическом размере — $130 млн.
Посоветовавшись с юристами, американец предъявил права компании, которая просто не могла поверить в происходящее. Так начался один из самых громких для Coca-Cola споров. Увы, мистер Марон не дожил до его окончания: после его смерти в 2010 году наследники продолжили судиться с Coca-Cola.
Спустя пять лет официальные представители компании со штатом юристов победили. Суд признал, что вексель после множества реорганизаций дает право владения акциями всего на $15 тыс. Тоже неплохо, конечно, но в итоге семья ушла в огромный минус, задолжав адвокатам.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by