29 октября 2022 в 10:00
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

Криптограммы Бейла. Американец 200 лет назад закопал золота на $30 миллионов — координаты клада расшифровывают до сих пор

Источник: Егор Енотов

Завершаем нашу совместную с Betera серию историй о необычных сокровищах рассказом об одном из самых интересных «кладов Шредингера». В 1819 году где-то на юге США один импозантный авантюрист закопал тонну золота, цена которому на нынешние деньги — около $30 млн. Информацию о спрятанных драгоценностях их владелец зашифровал в трех сложнейших последовательностях чисел, к двум из которых так никто и не подобрал ключ. До сих пор над «криптограммами Бейла» бьются тысячи энтузиастов по всему миру. В этой истории фигурируют масоны, Эдгар Аллан По, братья-гипнотизеры с динамитом и хозяин отеля, 23 года хранивший тайну золота. Которого, может быть, даже не существует — но тем не менее.

Кто вообще такой этот Бейл? Ну, о хозяине сокровищ известно не так уж много, но добытое энтузиастами из старых писем и сплетен более-менее позволяет составить образ. Томас Дж. Бейл родился в конце XVIII века где-то в штате Виргиния — вероятнее всего, в богатой интеллигентной семье. В общем-то, мог и провести остаток жизни простым местным мажором, если бы не закрутил роман с замужней дамой и не был вызван ее мужем на дуэль. Томас победил — но от греха подальше сбежал из города и в поисках работы присоединился к команде авантюристов-колонизаторов.

В начале 1800-х отряд добрался до территорий современного штата Нью-Мексико — тогда это была испанская провинция Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико. Мужчины задержались там на несколько месяцев, охотясь на бизонов. Однажды часть команды, в том числе и Бейл, исчезла на пару недель — по возвращении охотники радостно объявили остальным, что нашли шахту с солидным запасом золота и серебра. По словам Томаса, драгоценных металлов там было настолько много, что можно было обеспечить семьи всех членов отряда на поколения вперед.

Колонизаторы и охотники превратились в старателей. Мужчины опустошали золотую жилу следующие полтора года. Бейл же вывозил добытое небольшими партиями в родную Виргинию и распихивал по разным тайникам. Считается, что большая часть сокровищ спрятана где-то в окрестностях современной деревни Монтвейл, но это не точно. Вместо того, чтобы нарисовать простую карту с красным крестиком, как все нормальные люди, Томас составил три зашифрованных документа: первый, собственно, с координатами клада, второй — с данными по количеству зарытого, третий — со списком добытчиков и их наследников.

В 1822 году Бейл положил бумаги в запирающуюся на ключ железную шкатулку и передал ее второму важному персонажу этой истории — Роберту Моррису. На тот момент мужчина был хозяином и управляющим гостиницей «Вашингтон-отель» в городе Линчберг. Моррис рассказывал, что золотоискатель был его частым постояльцем с 1820 года: Томас любил приезжать в Линчберг бурно покутить в основном в компании нескольких напарников, но бывал и в одиночку. Почему он оставил шифры именно Роберту? Да черт его знает. Вроде как мужчины просто подружились. Морриса, в прошлом торговца табаком, тем более знал весь город как честного и отзывчивого человека — так что почему бы и нет.

Инструкции были такими: если что-то случится и Томас больше никогда не объявится, то нужно подождать десять лет, затем вскрыть шкатулку, расшифровать документы, найти сокровища и раздать всем по списку. Самому Роберту полагалась треть от спрятанного. Еще одному своему неизвестному приятелю золотоискатель поручил в 1832 году доставить Моррису конверт с запечатанными в нем ключами к шифрам, но, по словам отельщика, к нему никто так и не приехал.

Жители Линчберга, XIX век

Собственно, как вы уже поняли, что-то все-таки случилось: Томас Бейл перестал выходить на связь. Роберт Моррис честно прождал десять лет. Потом на всякий случай еще десять. В конце концов, решив, что друга точно разорвали бизоны или застрелили индейцы, в 1845 году мужчина принялся самостоятельно разгадывать шифры. Что уж сказать, Бейл явно не ошибся с назначением на роль хранителя секрета именно этого человека. Терпению Морриса можно только позавидовать: отельщик корпел над рядами чисел до 1862 года и лишь незадолго до смерти сдался, показав бумаги неназванному товарищу. А теперь сюжетный твист: этот самый товарищ взял и расшифровал второй документ.

Анонимный герой справедливо предположил, что ключ содержит в себе какая-то книга. После перебора наугад кучи томов с классикой возникла мысль, что инициал Дж в имени Бейла — это Джефферсон. А что в ассоциативном ряду стоит следующим после Томаса Джефферсона? Декларация независимости США. Догадка оказалась верной, ключ подошел, и шифр из второго документа превратился в связный текст, из которого все и узнали, сколько конкретно драгоценностей спрятал Томас.

В своих бумагах он писал, что в тайнике на глубине 1,8 метра в 1819 году было зарыто 459 килограммов золота и 1729 килограммов серебра. В 1821-м Бейл якобы привез туда еще 865 килограммов золота и 584 килограмма серебра, а кроме этого — драгоценных камней, стоимость которых в современном эквиваленте можно оценить примерно в $290 тыс.

Вся же стоимость клада, по прикидкам энтузиастов, должна составлять на нынешние деньги около $30 млн.

С оставшимися двумя шифрами все оказалось намного сложнее — в Декларации независимости к ним ключей не нашлось. Мужчина просидел над загадкой еще пару лет, в конце концов плюнул на это дело и решил дать дорогу молодым, опубликовав все три криптограммы, переписки Бейла с Моррисом и всю известную информацию о загадочном авантюристе из Виргинии в обычной 50-центовой брошюре. На титульном листе указано имя владельца издательства Джеймса Б. Уорда — многие считают, что он и есть тот самый анонимный приятель Роберта Морриса. Сам Уорд утверждал, что он лишь представляет интересы автора, хотя и с Моррисом до этого был знаком, да и с Бейлом тоже — через одно рукопожатие: бабушка его жены была из семьи хозяина трактира, где постоянно тусовался золотоискатель.

Обложка брошюры, изданной Джеймсом Уордом

Но это не так важно, как то, что было дальше. Красивая история о спрятанных сокровищах, которые вроде как можно идти да забирать — только раскуси две задачки, — крепко так взбудоражила умы жителей южных штатов. Там тогда и золотая лихорадка была в самом разгаре — все наложилось. Десятки любителей легкой наживы принялись взламывать криптограммы методом тыка, хотя клиент Джеймса Уорда предупредил, что эта затея по умолчанию бессмысленная, если только у вас не бесконечное число жизней. Самые ушлые кладоискатели вообще махнули на шифры рукой и перекопали чуть ли не весь округ Бафорд, упоминающийся во втором документе Бейла. Тоже безуспешно.

Самыми знаменитыми ребятами, попробовавшими оба метода, были братья Джордж и Клейтон Харт. Последний впервые увидел брошюру Уорда, когда работал в офисе железнодорожников в 1897 году. На протяжении следующих 15 лет братья пытались расшифровать бумаги Бейла, изучая все книги, которые мужчина теоретически мог бы взять в руки в библиотеке «Вашингтон-отеля»: от сочинений Шекспира до Конституции. Джордж и Клейтон обращались к военным криптографам и ездили в гости к самому Уорду, который подтвердил им все написанное в брошюре, а еще рассказал о пожаре, который уничтожил большую часть тиража, — все, что осталось, издатель отдал в Библиотеку Конгресса США.

Кадр из эпизода сериала «Охотники за мифами», посвященного братьям Харт

Где-то в это же время Клейтон увлекся гипнозом и даже начал кататься по городам с менталистской шоу-программой. Во время одного из выступлений он загипнотизировал добровольца из зала, а тот взял и в полусне выдал, что знает, где лежат сокровища Томаса Бейла. Парень указал на место под дубом неподалеку от реки Гус-Крик все в том же округе Бафорд, а еще довольно точно описал отряд золотоискателей и даже «увидел» момент их гибели. Братья перекопали гектары земли, взорвали дуб динамитом, но ничего не нашли.

Говорят, что Джордж окончательно разочаровался в кладе в 1912 году, а Клейтон продолжал безуспешные поиски до самой смерти в 1946-м. До сих пор у братьев остаются сотни последователей, которые приезжают к Гус-Крик с металлоискателями, дронами, экскаваторами и экстрасенсами. Бесят местных фермеров, топчут кладбище, но по-прежнему остаются без своих миллионов.

Интеллектуальной же частью поисков занимаются ребята из Ассоциации шифров Бейла, основанной в 1968 году. Это группа из одиннадцати криптоаналитиков, члены которой договорились, что если кто-то один из них расшифрует бумаги и найдет клад, то поделит его на всех. Пока делить, конечно, особенно нечего, но мужчины хотя бы продвинулись в минимальных доказательствах подлинности всей этой истории. До 1975 года криптограммы Бейла в принципе шли скорее по разряду городских баек, пока команда ассоциации не обнаружила в библиотеке Конгресса карточку Джеймса Уорда, а потом и один из оригиналов самой брошюры. В 80-х энтузиасты смогли путем компьютерного и математического анализа доказать, что знаменитые шифры — не просто белиберда из случайных цифр, а на самом деле имеющий логичную структуру код.

Криптографы американской разведки, которые использовали шифры Бейла для тренировок. 1935 год

Конечно, копается в числах не одна только ассоциация, куча людей по всему миру до сих пор пытают удачу. В качестве ключей перепробованы уже тысячи книг и документов, исключены сотни схем расшифровки и потрачены миллионы часов жизни, за которые, вероятно, можно было бы заработать больше денег, чем лежит в тайнике Бейла. Периодически всплывают радостные вести о том, что какой-то криптограф-самородок обнаружил разгадку в старой дедушкиной тетрадке. Кто-то уверяет, что Томас Бейл на самом деле был пиратом Жаном Лафиттом и шифр содержит текст на французском. Кто-то выкупает земли неподалеку от Гус-Крик, чтобы рыть в свое удовольствие. Кто-то хвастается уже найденным кладом и даже постит фотографии в соцсетях.

Наверное, где-то здесь закопан клад

Уже относите себя к категории тех, кто считает, что все вышенаписанное — какой-то прикол из приключенческих романов? Ну, вы точно не одиноки. Сомнения в том, что сами сокровища и спрятавший их человек существуют, возникали на протяжении всей 150-летней истории шифров, но и фанатам загадки есть к чему апеллировать. Про Томаса Дж. Бейла нет никаких официальных сведений? Так вообще-то перепись населения США до 1850 года включала в себя лишь данные глав семей — если у Томаса был отец, то в домовую книгу попал только он. В письмах Бейла Моррису есть слова, которые вошли в обиход американцев только к концу XIX века? Ничего страшного, золотоискатель наверняка нахватался их от французов и испанцев из Нового Орлеана. Брошюра — часть вирусного продвижения бульварной повести местного писателя Джона Шермана? Ну, когда эта история начала раскручиваться, он был еще ребенком. Все это сделал ради забавы сам издатель Джеймс Уорд, который к тому же был масоном? Но он же за всю жизнь ни строчки не написал, а тут сложнейший шифр! Была даже теория, что криптограммы придумал сам Эдгар Аллан По, но она разбивается о факт упоминания в тексте брошюры Гражданской войны в США — писатель умер раньше.


С огромной вероятностью никаких сокровищ Бейла и правда не существует. Или же авантюрист ловко разыграл Роберта Морриса, а может, просто хотел проверить друга на честность, но перестарался. Как бы там ни было, вся эта двухвековая эпопея с шифрами — больше про процесс, чем про результат. Интриги, загадки и чувство общности с такими же гиками-единомышленниками стоят порой гораздо больше $30 млн.

Читайте также:


Партнер проекта — Betera

БК Betera (ООО «Статускво») — топовый игрок гемблинг-индустрии Беларуси — платформа для развлечений с широкой линейкой казино-продуктов на любой вкус. Сегодня это более 1300 игр: слоты, live-казино, виртуальный спорт и ТВ-игры. Компания объединяет технологии, бизнес и спорт, чтобы дарить эмоции от азартных развлечений.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by