Все подделки из Китая? Куда делись дешевые копии известных брендов

27 февраля 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, Анна Иванова, открытые источники

Все подделки из Китая? Куда делись дешевые копии известных брендов

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, Анна Иванова, открытые источники

Чтобы вы знали, знаменитая Dendy — это не оригинальная приставка. Это неофициальный клон третьего поколения Famicom от японской Nintendo, выпускаемый китайскими заводами по заказу российского дистрибьютора. И этот удар по самым светлым детским воспоминаниям — похлеще, чем нарваться на паленые кроссы с логотипом Nike, чайную пыль вместо листьев шэн пуэр или флакон Gucciy (именно в таком написании). Да, в языке прочно закрепилось словосочетание «китайская подделка», хотя в КНР такие продукты называют репликой, дешевой копией, в крайнем случае — клоном. Там считают: если товар (пусть и похожий по дизайну на продукт элитного бренда) дешевый, значит, все честно. Обман — это лишь когда за копию выставляют цену, идентичную «источнику вдохновения».

Этот материал открывает серию публикаций о подделках на нашем рынке. На протяжении недели мы расскажем о фейковых кроссовках и костюмах, чае и кофе, парфюме и не только.

Первая статья из цикла — о самом феномене «китайской подделки» на рынках автомобилей, спортивной одежды, гаджетов и бытовой техники. Изучим, с чего он начался в восьмидесятых, как достиг пика в нулевых и эволюционировал до оригинальных продуктов к двадцатым.

С чего все началось

К концу семидесятых в КНР все было не очень: воробьев перебили, по стране прокатились волны культурной революции, земля не остыла после походов хунвейбинов, а еды и счастья больше не становилось. Делегации чиновников отправились в разные края света и привезли из командировок важную мысль, которая, с одной стороны, перечеркнула политику самоизоляции Китая, а с другой — дала ему скачок в развитии. Ее можно сформулировать так: прямые инвестиции из-за рубежа открывают дорогу к знаниям в области технологий и управления. В ней и кроется ответ на вопрос, почему КНР стала главным поставщиком дешевых продуктов и клонов.

Фактический руководитель Китая Дэн Сяопин на заводе Panasonic в Японии

В восьмидесятых стали открывать особые экономические зоны: с иностранцев — инвестиции и технологии, а им в ответ — доступ к рынку и мизерные траты на производство. Обязательное условие — так называемые совместные предприятия, иначе «зайти к китайцам» нельзя. Так последние на тот момент ноу-хау стали известны и спецам из КНР. А раз есть знания, почему бы не делать почти те же самые продукты, только дешевле? Наверняка так решили местные промышленники, и уже вскоре местные обувщики могли воспроизвести дизайн и раскройку свеженьких Nike по одному только рекламному ролику, а парни, получившие опыт на заводах Volkswagen (работает в Шанхае с 1978 года) и FAW-Volkswagen (открыт в Чанчуне в начале девяностых), могли клонировать и собрать такой сложный механизм, как автомобиль.

Особая экономическая зона Шэньчжэнь

Именно такова история той самой Dendy. Фактически приставки под таким названием на мировом рынке не существовало. Nintendo передала китайским партнерам технологии для удешевления производства, а те воспользовались этим, когда пришел запрос из России на выпуск копии под другой торговой маркой. В РФ же все выглядело цивилизованно: выпускались журналы, было несколько передач на центральном телевидении с Сергеем Супоневым в качестве ведущего. До кризисного 1998-го россияне успели продать около 6 млн приставок.

Атака клонов

Примерно в течение 20—25 лет бесконтрольное «заимствование» достигло таких масштабов, что приобрело в КНР своеобразную легитимность. А фирмы, специализирующиеся на клонах, стали выходить на внешние рынки, например в США. Естественно, в тот же момент на китайские компании упал свет прожектора блюстителей авторских прав. Показателен пример компании Adivon.

Долгое время Adivon выпускали кеды с тремя полосками и спортивную одежду на родине, открывали в своей стране сотни фирменных магазинов. И никого не смущали ни название, ни лого, явно «слизанное» с Adidas. В их самой известной телерекламе есть и отсылка на логотип Jumpman, принадлежащий Nike, — силуэт прыгающего баскетболиста.

Какое-то время прокатывало. Но Adivon пошел дальше — на глобальный рынок. В какой-то момент они даже стали официальным партнером NBA. Adidas изъял у китайцев логотип через суд только в мае 2013 года — спустя пять лет тяжб.

Раз мы упомянули Jumpman, нужно сказать, что в КНР существовал бренд Jordan, никак не связанный ни с Air Jordan by Nike, ни с самим баскетболистом. Майклу Джордану удалось отсудить свое имя только в 2016 году.

Середина 2010-х стала временем громких судов с китайскими брендами не только в сфере одежды. Например, BMW судилась с автопроизводителем ShuangHuan. Тут же стало ясно, что китайцы скопировали не только X5, но и Smart. Заимствовали как внешний вид, так и дизайн интерьера.

К слову, одной из самых популярных в КНР машиной-копией была SR9: 20 тыс. машин были распроданы за два дня после старта продаж. В экстерьере явно читается Porsche Macan. Владельцы массово скупали шильдики с лого Porsche и просто переклеивали. Обратите внимание на оригинальный шильдик.

Да это же известная в Беларуси Zotye! Компания заходила на наш рынок в 2018 году, даже запустила производство электромобилей на заводе «Юнисон».

И тут поток копий закончился

Череда судов могла длиться бесконечно долго, как и штамповка клонов автомобилей, одежды, сумочек, парфюмерии и бытовой техники. Но примерно к последнему доковидному году все прекратилось. Затух даже знаменитый рынок паленых кроссовок в Путяне (с оборотом в 300 тыс. пар реплик за одну ночь). Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет Игорь Ерема, представитель компании Neolink, с 2008 года занимающейся импортом бытовой и портативной электроники из Китая.

— Правительство и таможня КНР стали пристально следить за производством подделок и контрафакта, особенно экспортных товаров. Для вывоза из страны известного A-бренда необходимо разрешение, в котором упоминается и добро от правообладателя. Копии американской или японской техники прекратились — по крайней мере для экспорта. В то же время санкции породили в нашей стране закон о параллельном импорте, и он может открыть ящик Пандоры — натолкнуть на мысли непорядочных заказчиков. Те могут заказывать копии у китайских заводов. По большому счету отнюдь не заводы ответственны за штамповку копий, а те, кто направляет им заказ.

Условно, заказчик приходит на завод и говорит: мол мне нужен чайник в таком-то дизайне за $2,5 в закупке. Его честно предупреждают: сделаем, но он сможет прокипятить воду не больше 100 раз, а потом развалится. Один заказчик соглашается, другой требует более качественный продукт, который выдержит 10 тыс. включений. На заводе говорят, что нужно увеличить толщину металла с 0,01 до 0,04 миллиметра, и желательно установить контроллер не ноу-нейм фирмы, а Otter. Закупочная цена увеличивается до $7. И тут все зависит от добросовестности заказчика, его алчности и платежеспособности рынка.

Простой пример: на международных выставках представители китайских производств озвучивают немцам высокую цену товара, а россиянам — низкую. Выглядеть образцы могут одинаково, но качество будет разным. Мы всегда отказываемся от дешевых предложений — белорусы уже отвыкли от такого рода продуктов. Порой некоторые заводы отказываются от заказа: говорят, мы не можем это сделать, не позволяет оборудование (хуже — всегда, а вот лучше — нет). Другие же, наоборот, настроены на европейский рынок и говорят о высокой планке качества.

Действительно, остались, так скажем, маргинальные производства, которые выпускают продукты «на коленке» для стран третьего мира (в Африку и Индию) или сильно экономящих заказчиков (РФ). Это уже не подделки, это дешевая реплика. Прямо сейчас у нас на складе есть электробритва Braun и ее точная копия под другим брендом. Во второй более дешевые материалы, более простая начинка. Соответственно, цена также заметно ниже.

Такой способ найти покупателя с помощью чужого дизайна, но использовать чужие (или похожие) логотипы перестали — то есть времена Abibas прошли.

— Сейчас работа многих китайских заводов построена следующим образом. Байер с известным именем (например, Xiaomi) покупает товары у разных заводов, а продает самостоятельно со своим логотипом. Заводы имеют свои внутренние бренды (например, Deerma, Soocas), которые получили компетенции условно от Oral B и наладили выпуск электрических зубных щеток для Китая. Сейчас эти товары попадают и к нам. Но у нас, в отличие от Индии, не найти iPhone c Android (это явная подделка), а вот наушников под AirPods хватает. Дизайн и даже упаковка будут идентичными, но надписи Apple не найти.

Такие товары (копии, а не подделки) нужно искать на рынках, в торговых центрах их нет. Тут уже постарались местные проверяющие органы, в частности Госстандарт. Чтобы запустить товар в продажу, нужен сертификат соответствия: его будут бить, жечь, перегружать током, резать — испытания действительно серьезные. Даже если привезти товар через РФ, где сертификаты выдают намного проще, продавцы из ТЦ не станут рисковать ни репутацией, ни товаром. Потому что любая проверка при обнаружении подделки и не соответствующего требованиям законов товара приведет к его конфискации, все уже проданные единицы покупатели имеют право вернуть вне зависимости от его состояния. На этом история не заканчивается: все это добро нужно либо вывезти, либо утилизировать.


«Таким образом в последние годы проблем у недобросовестных заказчиков как с экспортом из Китая, так и с продажей внутри страны стало больше, поэтому в Беларуси подделок Made in China стало заметно меньше, — приходит к выводу специалист. — Как уже было сказано, в Африке и Индии их можно встретить намного чаще. А китайские заводы готовы выполнить заказ как на качественный продукт, так и на откровенно дешевую копию».

Есть еще одна причина тенденции — сами китайцы за последние десятилетия сильно подросли в уровне жизни. В наших странах по-прежнему бытуют два ложных стереотипа об этой стране. Первый — про угрозу перенаселения КНР, хотя в 2020 году на одну женщину там приходилось 1,28 ребенка (195-е место среди 205 стран). Второй — про дешевую рабочую силу. На самом деле, в КНР давно не работают «за чашку риса». Вместе с ростом доходов снизился и спрос на дешевый поддельный ширпотреб. Заводики либо закрываются, либо прокачиваются. Кто-то не меняется, но его доля на рынке снижается с каждым годом. Контрафакт выпускается в основном для стран третьего мира.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by