Девушке пообещали скидку за прохождение анкетирования. Вдобавок открыли счет в банке

 
UPD
37 211
02 мая 2023 в 13:45

Дарья все свободное время проводит в интернете. В Instagram была подписана на магазин по продаже одежды. Те попросили девушку пройти анкетирование, якобы оценить работу магазина. В качестве благодарности пообещали скидку. Конечно же, она без раздумий согласилась, ведь кто не хочет сэкономить на покупке стильной одежды?

В анкете, помимо ответов на вопросы о работе магазина, нужно было ввести свои персональные данные: Ф. И. О., мобильный номер, номер паспорта. Девушка все заполнила. Но это еще не все: через некоторое время магазин запросил у нее СМС-код, который поступил на ее номер. По легенде — для завершения анкетирования. Она и его отправила. И тишина.

Через месяц ей позвонил сотрудник банка (настоящий!) и сообщил, что им поступают заявления пострадавших от мошенничества, которые переводили деньги на ее счет. Оказывается, Дарья не только сэкономила на покупке одежды, но и получила счет в банке! «В смысле, что случилось? Я не являюсь вашим клиентом, может, это ошибка?» — спросила девушка. Но нет, сотрудник банка уверил, что крупная сумма была переведена. Девушка в тот же день обратилась в милицию, где ей объяснили, что по ее данным открыли счет в банке и мошенники использовали его для перевода денежных средств.

А разве можно покупать что-то в Instagram?

Не лишним будет напомнить: в Беларуси продажа товаров через Instagram запрещена, разрешена только реклама магазина и его товаров. Вот что по этому поводу говорят в Министерстве по налогам и сборам:

«Законодательством предусмотрена регистрация интернет-магазинов с использованием сайтов, зарегистрированных в доменной зоне Республики Беларусь, в соответствии с требованиями Указа президента от 01.02.2010 №60 „О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет. Кроме этого, деятельность интернет-магазинов регулируется Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31 (в части розничной торговли)».

Таким образом, легальный интернет-магазин может быть организован только на сайте продавца. При этом сайт должен быть зарегистрирован в БелГИЭ, а интернет-магазин — в Торговом реестре МАРТ.


Кстати, в Национальном центре защиты персональных данных Республики Беларусь составили топ-5 самых распространенных нарушений в части обработки персональных данных в работе интернет-магазинов.

1. Звонки и рассылка клиентам/покупателям сообщений с рекламными, акционными предложениями товаров, услуг без согласия на это.

2. Отсутствие свободного характера согласия. При оформлении карт лояльности некоторые торговые сети берут общее согласие на несколько не связанных между собой целей, включая направление рекламной рассылки. Такое согласие не является свободным.

3. Избыточность обработки персональных данных. Отдельные торговые сети для оформления карт лояльности истребуют сведения об идентификационном номере, фактическом месте проживания, поле и образовании покупателя, наличии детей, автомобиля, домашних питомцев. Эти данные являются избыточными.

4. Персональные данные собираются операторами из открытых источников, в том числе из взломанных баз данных.

5. Отсутствие необходимых знаний у работников. Многие сотрудники, обрабатывающие персональные данные, не знают законодательства, не ознакомлены с политикой конфиденциальности и иными локальными документами.

В Центре защиты персональных данных обратили внимание: каждая четвертая жалоба, поступающая от граждан, указывает на нарушения при обработке персональных данных в сфере торговли и услуг. В связи с этим проводятся плановые, внеплановые и камеральные проверки деятельности интернет-магазинов.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро