29 479
25 июня 2024 в 8:00
Автор: Наталья Ражкова. Фото: Анна Иванова. Коллаж: Максим Тарналицкий

Реалити «Оффер за месяц». Эти люди на ваших глазах ищут работу — как успехи?

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Анна Иванова. Коллаж: Максим Тарналицкий

В этом проекте трое участников, зависших в поиске работы, пытаются найти ее на ваших глазах при помощи карьерного консультанта. Прошло две недели с первой встречи — пора узнать, как у них дела. Спойлер: на этот раз «прожарка» получилась еще жестче. Также в этом выпуске мы собрали четыре неочевидных способа найти работу и советы, как не завалить собеседование. 

Напомним, в проекте участвуют Андрей, Олесь и Елена — они ищут работу уже больше шести месяцев. В прошлый раз Андрей рассказал нам, что к поиску его подтолкнули трудности в предпринимательстве; он занимается инженерными сетями, модульным ремонтом, закупками и обслуживанием техники. Олесь — в прошлом шеф-повар с 20-летним стажем на кухне, а сейчас Ruby-разработчик в поисках стартовой позиции в IT. У Елены есть серьезный бэкграунд в ретейле и управленческий опыт, а еще интерес к руководящим должностям и HR-сфере. Мышление нанимателей героям объясняет HR-консультант и карьерный коуч Валерия Петросян.

Начинаем вторую встречу только с Андреем. Остальные участники опаздывают: Олесь — минут на 10—15, Елена говорит, что на полчаса точно. Андрей рассказывает, что за эти две недели он сходил на свадьбу к другу и полностью переделал резюме — для этого писал Валерии и просил помочь. Мы не заявляли такую возможность, но и не запрещали.

— По трудоустройству ничего не поменялось. Резюме я даже не размещал: надо, чтобы Валерия подсказала направление и, может быть, компании, куда можно попытаться устроиться. Потому что в том, чтобы заниматься бесполезной рассылкой, никакого смысла я не вижу.

— Не отправляли резюме почему — ждете финальное «окей» по нему от Валерии?

— Скорее да. Я же не настолько нуждающийся человек. На этот проект пришел попробовать зайти в хорошую компанию. Я готов месяц поработать бесплатно — работодатель будет полностью застрахован. Нужно найти хороший оффер. Если оффера не будет, ну… На данный момент, слава богу, вроде один тендер выиграли, еще один на подходе, — делится планом Б мужчина.

Валерия просматривает его обновленное резюме и с улыбкой констатирует: «Сейчас будем переделывать». Например, в части про опыт не хватает структуры, а из блока про навыки нужно убрать повествовательные элементы, оставив просто перечень. И сделать во всем документе одинаковый шрифт.

— Постараюсь, — кивает Андрей в ответ на все правки.

— Не «постараюсь», а «сделаю». Со мной шутки плохи. С таким резюме я не дам вам контакты Nero Electronics. Если вы соблюдаете мои правила, я исполняю свои обещания, — отвечает Валерия.

Просим эксперта оценить резюме по 10-балльной шкале — новый документ получает 4—5 баллов, а на прежнем она рисует ручкой 0.

— Если сравнить резюме, насколько виден прогресс?

— Прогресс существенный. Я считаю, что, если хорошо поработать над второй версией, третья будет очень хорошая. Но тут уже вопрос к Андрею, готов ли он работать, потому что я за него это не напишу.

Переходим к «домашке» Олеся. Валерия пробегается по его новому резюме и где-то на середине замечает: «Класс, принимается». Корректировки нужны мелкие: например, перенести навыки после блока «О себе» — для джунов так полезнее.

— Это мне жена-сценарист помогала, — улыбается мужчина.

— Лайк жене, но надеюсь, что больше она не будет. Я не против, чтобы подключались близкие родственники, но все-таки это ваша история. Работу в первую очередь должны делать вы.

Олесь говорит, что загружал файл в программу Job Scan, чтобы проверить, как он проходит ATS-системы, которыми работодатели автоматически обрабатывают резюме. У нового резюме показатель стал лучше: 81% вместо 55%. За эти две недели обновленное резюме мужчина отправил 18 раз, но ответов не получил. Валерия объясняет, что в его ситуации такая цифра не страшна: язык программирования не самый востребованный. Новое резюме получает от консультанта 7 баллов, а первое — 4.

Дальше HR-эксперт выдает мужчинам новую матчасть. Чтобы найти работу мечты, нужно попробовать шесть стратегий поиска:

  1. Пассивный поиск — повесить на разных площадках хорошо «упакованное» резюме.
  2. Активный поиск — откликаться на вакансии на тех же площадках.
  3. Нетворкинг и сарафанное радио, поиск в комьюнити.
  4. Холодный поиск — составить список интересных компаний, отправить им персонализированные сопроводительные письма, даже если нет открытых вакансий.
  5. Написать фриланс-рекрутерам и в кадровые агентства, такие как «Губанова и партнеры», Artitera, «Административный ресурс».
  6. Даунгрейд — опуститься на уровень ниже. Этот вариант может помочь, если вопрос работы стоит уже остро.

Елена в итоге опаздывает на час. Спрашиваем у Валерии, что было бы, случись такое на собеседовании.

— Я бы при таком раскладе не переносила интервью — второй встречи, скорее всего, не было бы. Чаще всего собеседование имеет структуру: условно говоря, 30—40 минут на вопросы от компании, 15—20 минут на вопросы от кандидата, немного времени на оргвопросы. Если где-то просадка, эйчар не захочет поступаться своей частью: это просто неэффективно.

Исправленного резюме у героини с собой не оказалось, на столе лежат только два ее прошлых: на коммерческого директора и HR-менеджера.

— Я начала писать и столкнулась с некоторой неуверенностью по директорской позиции. Наверное, мне все же нужно начинать с заведующей магазином.

Валерия советует ей обратить внимание на крупных ретейлеров: «Санта», «Соседи», Green, «Армтек». Но сначала — упаковать свой классный управленческий опыт в резюме. Договариваемся, что Елена исправит этот документ и покажет его консультанту уже после этой встречи.

— Важное правило: вам нужна только одна работа — вы должны переть как танк и забить на все стереотипы. Только при таком подходе мы с вами сможем найти классную работу, — это консультант обращается уже ко всем участникам. — Я считаю, что в первую очередь инициатива в рамках реалити должна идти от вас.

В ходе разговора выясняем, что в ретейле Елену больше всего интересует промтоварная часть, и тут у Валерии обнаруживается ценный контакт — HR-директора компании LC Waikiki. Как и в случае с Андреем, она готова им поделиться, но только если у героини будет хорошее резюме.

— Я бы не рекомендовала вам распыляться и идти в несколько направлений: HR, HR-директор, заведующая магазином, директор магазина. Нужно точно определиться в первом шаге, — советует участнице Валерия.

Мы тем временем набрасываем возможные «дверцы», куда Елена может постучаться: «Твое», Mark Formelle, Conte, «Офистон». Кому-то из них героиня уже писала раньше — тщетно. Но и резюме тогда было старое.

— Простите мою прямолинейность, но лучше я вам прямо скажу: вы либо входите в этот рынок и «ддосите» всех, чтобы урвать место под солнцем, либо сидите, а ваши конкуренты приходят на места, где могли быть эффективными вы, — объясняет Валерия правила игры всем участникам.

А пока наши герои задерживаются на первом этапе — переработке резюме. Впереди еще два: отклики и собеседования, — на это есть последние две недели проекта. Мы встретимся таким же составом в июле и посмотрим, кому удалось получить заветный оффер или хотя бы приблизиться к нему. Если у вас есть слова поддержки или рабочие предложения для участников, напишите в Telegram нашему журналисту.

«Кандидат начал скидывать нюдсы»

Допустим, резюме готово и отклики принесли первые плоды — вас зовут на собеседование. На такой встрече есть много подводных камней. Мы расспросили Валерию Петросян про самые острые из них. Начнем с ошибок на собеседованиях, которые люди допускают чаще всего.

  • Не подготовиться: не изучить информацию о компании, не прочитать требования в вакансии.
  • Не вовлекаться в диалог, быть пассивным на собеседовании.
  • Не задавать вопросы нанимателю.
  • Забыть уточнить дальнейшие шаги, если HR-менеджер сам их не озвучил.

Карьерный консультант вспоминает историю, как однажды кандидат допустил забавную и фатальную ошибку.

— Года четыре назад было великолепное техническое собеседование. Я оставила контакты, чтобы можно было отправить какие-то дополнительные документы, а кандидат вместо этого начал скидывать мне нюдсы и звать на свидание. В жизни может быть всякое, я тоже мужа нашла на работе, но, если вдруг хочется пригласить HR-менеджера на свидание, сделайте это после собеседований. А если идете на работу в эту компанию, так лучше вообще не делать.

Какие вопросы можно задать работодателю
Про позиции и задачи

Почему открыта вакансия? Кто непосредственный руководитель? Какая команда? Как поступают задачи, как контролируются?

Про компанию и корпоративную культуру

Какая миссия у компании? Какие бизнес-цели на год? Какие люди тут работают?

Про формат работы

Какие есть карьерные возможности? Как устроена система мотивации и поощрения? Какая зарплата? Как происходит ее пересмотр?

Следующий подводный камень, который может испортить впечатление, — это волнение. По словам эксперта, оно чувствуется и не добавляет плюсов кандидату. Но есть идея, которая поможет справиться с волнением.

— Важно абстрагироваться от мысли, что вас кто-то оценивает. Идите просто на переговоры, пообщаться. Собеседование — это про выбор двух сторон: кандидат тоже выбирает, где хочет работать. Если вы будете разговаривать легко, неформально, иногда даже не подбирая слова, это будет выигрышно.

Бывает, что человек волнуется из-за большого пробела в трудовой биографии. Работодатель считывает это волнение и спрашивает напрямую: «Почему вы так долго не работаете?» Чтобы не упустить должность, Валерия советует относиться к поиску работы с холодной головой, не допускать переживаний.

— Когда спрашивают «в лоб», рекомендую строить ответ в одной из следующих концепций — и важно делать это очень уверенно! Во-первых, можно выделить сложность позиции. Во-вторых, кому-то нужно было время на реабилитацию, у кого-то были личные трудности — об этом можно сказать прямо, но без погружения в контекст. Например: «Мне пришлось взять перерыв в связи с личными проблемами, связанными с семьей. Ситуация прошла, теперь я готов и хочу работать». Третья концепция ответа — нацеленность на win-win-сотрудничество. Можно сказать, что вы настроены найти компанию, в которую принесете максимальный результат, но, к сожалению, на пути такой еще не было.

Кстати, ответы на неудобные вопросы Валерия советует продумать заранее, потому что в момент икс легко растеряться.

— Вопросы из серии «Вы женаты? Есть ли у вас дети? А кредиты?» я рекомендую переводить в фан и шутку: перекинуть мяч и спросить о цели этого вопроса. Например: «Ну, как у всех, а с какой целью интересуетесь?»

После такого «паса» нанимателю придется приоткрыть свои сомнения — и эти возражения уже можно «отбить». Например, на фразу «У вас кредиты — значит, захотите больше денег» можно ответить в духе «Да, у меня, как и у всех, есть кредиты, но они взяты так, чтобы финансовая нагрузка была посильной».

— У меня были случаи, когда спрашивали, замужем ли я. Мой ответ очень простой: я молча поднимаю руку со своим кольцом, — Валерия показывает этот жест, и он действительно сбивает с толку. — Когда ты не играешь по их правилам и тоже выбиваешь почву из-под ног, человек чувствует неуверенность: «Может, зря я это спросил?» То есть отвечать на бестактные вопросы можно забавно и дерзко, но ни в коем случае не агрессивно.

Разговор о прошлых работодателях тоже может убить все шансы на оффер. По словам эксперта, о «бывших» можно отзываться только хорошо, с благодарностью и уважением.

— Если был конфликт, это можно завуалировать в формулировку «У нас разные взгляды на подходы к работе и мое развитие в рамках компании, поэтому мы решили прекратить сотрудничество». Не стоит говорить «Мой начальник *****, руководитель отдела — это его любовница, все коллеги токсичные». Иначе у работодателя появится мысль: может, проблема не в компании, а в этом человеке?

«„Мы поймем, стоите ли вы этих денег“ — это манипуляция»

Когда на собеседовании уместно говорить про зарплату? По словам Валерии Петросян, если про финансовые условия не рассказал HR-менеджер, то про это должен спросить кандидат — лучше в конце, иначе это воспринимается так, будто ему интересны только деньги.

— Фраза эйчаров «Назовите сумму, мы сопоставим ее с вашим опытом и поймем, стоите ли вы этих денег» — это чистого вида манипуляция, чтобы убедить человека первым назвать цифры. Бывает, если он говорит не те, его действительно отсекают. Но грамотные нанимающие менеджеры работают с бюджетами и, если сумма кандидата выше, спросят его о гибкости. Не сходится — нормально, важно уметь договориться.

При этом, когда компания оценивает специалиста по внутренней шкале, это другая ситуация. Собеседница объясняет, что, когда один работодатель определяет кандидата на уровень senior, а второй — на уровень middle, это не демпинг.

— Не нужно думать: «Раз одна компания оценила меня как middle, значит, я не senior». Просто у каждого работодателя свои требования, и это окей.

Допустим, все подводные камни на собеседовании вы успешно обошли. Можно ли прямо на встрече предугадать, что компания скажет «нет»? Валерия говорит, что такие признаки есть.

  1. Собеседование проходит слишком быстро, вам задают мало вопросов, быстро «перепрыгивают» с одного вопроса на другой — скорее всего, уровень заинтересованности уменьшается с каждым ответом.
  2. Наниматель долго молчит или присылает отписку — вероятно, вы «на паузе», а компания ищет идеальное совпадение; людям, в которых заинтересованы, обычно стараются ответить конкретно, даже «продать» позицию.
  3. HR (рекрутер) не делает во время интервью никаких пометок, смотрит только на часы, параллельно занимается своими делами — это говорит о низкой вовлеченности с той стороны.

— Есть гипотеза: если не спрашивают, когда вы готовы выйти на работу, будет отказ. Насколько это верно?

— Работодателю нужно спланировать выход сотрудника, так что гипотеза хорошая.

Одна из популярных у работодателей формулировок отказа звучит так: «Мы выбрали другого кандидата». HR-эксперт рассказывает, что в таком случае можно узнать больше о реальных причинах с помощью «правила одного напоминания».

— Если вам ответили сухо, можно написать: «Большое спасибо за ответ, не могли бы вы дать более развернутый? Это важно для моего карьерного и профессионального развития». Если есть аргументы, компания поделится ими. Если второй ответ тоже будет сухой, продолжать не нужно. Скорее всего, это какой-то неаргументированный отказ.

По словам собеседницы, постучаться в одни и те же двери спустя год-два после отказа — это нормально: специалисты растут, люди в компаниях тоже меняются. Если вдруг вам отказывают на собеседовании, можете спросить, через какое время его можно пройти еще раз.

В следующий раз расскажем про то, как выбрать из двух предложений работу мечты и когда от оффера лучше отказаться.


Реклама
Как увеличить свою будущую пенсию в разы и получать ее независимо от трудового стажа?


Пенсионная программа формируется за счет собственных взносов и участия государства: 

• выбираете размер взноса от 1 до 10% от зарплаты. К нему государство добавит еще от 1 до 3%

• заключаете договор страхования дополнительной пенсии со «Стравитой» и показываете его работодателю. Дальше уже он будет ежемесячно перечислять взносы на ваш личный пенсионный счет, а вы пользоваться налоговыми льготами.

Узнать подробности и рассчитать будущую пенсию.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by