В этом проекте трое участников, зависших в поиске работы, пытаются найти ее на ваших глазах при помощи карьерного консультанта. Прошло две недели с первой встречи — пора узнать, как у них дела. Спойлер: на этот раз «прожарка» получилась еще жестче. Также в этом выпуске мы собрали четыре неочевидных способа найти работу и советы, как не завалить собеседование.
Напомним, в проекте участвуют Андрей, Олесь и Елена — они ищут работу уже больше шести месяцев. В прошлый раз Андрей рассказал нам, что к поиску его подтолкнули трудности в предпринимательстве; он занимается инженерными сетями, модульным ремонтом, закупками и обслуживанием техники. Олесь — в прошлом шеф-повар с 20-летним стажем на кухне, а сейчас Ruby-разработчик в поисках стартовой позиции в IT. У Елены есть серьезный бэкграунд в ретейле и управленческий опыт, а еще интерес к руководящим должностям и HR-сфере. Мышление нанимателей героям объясняет HR-консультант и карьерный коуч Валерия Петросян.
Начинаем вторую встречу только с Андреем. Остальные участники опаздывают: Олесь — минут на 10—15, Елена говорит, что на полчаса точно. Андрей рассказывает, что за эти две недели он сходил на свадьбу к другу и полностью переделал резюме — для этого писал Валерии и просил помочь. Мы не заявляли такую возможность, но и не запрещали.
— По трудоустройству ничего не поменялось. Резюме я даже не размещал: надо, чтобы Валерия подсказала направление и, может быть, компании, куда можно попытаться устроиться. Потому что в том, чтобы заниматься бесполезной рассылкой, никакого смысла я не вижу.
— Не отправляли резюме почему — ждете финальное «окей» по нему от Валерии?
— Скорее да. Я же не настолько нуждающийся человек. На этот проект пришел попробовать зайти в хорошую компанию. Я готов месяц поработать бесплатно — работодатель будет полностью застрахован. Нужно найти хороший оффер. Если оффера не будет, ну… На данный момент, слава богу, вроде один тендер выиграли, еще один на подходе, — делится планом Б мужчина.
Валерия просматривает его обновленное резюме и с улыбкой констатирует: «Сейчас будем переделывать». Например, в части про опыт не хватает структуры, а из блока про навыки нужно убрать повествовательные элементы, оставив просто перечень. И сделать во всем документе одинаковый шрифт.
— Постараюсь, — кивает Андрей в ответ на все правки.
— Не «постараюсь», а «сделаю». Со мной шутки плохи. С таким резюме я не дам вам контакты Nero Electronics. Если вы соблюдаете мои правила, я исполняю свои обещания, — отвечает Валерия.
Просим эксперта оценить резюме по 10-балльной шкале — новый документ получает 4—5 баллов, а на прежнем она рисует ручкой 0.
— Если сравнить резюме, насколько виден прогресс?
— Прогресс существенный. Я считаю, что, если хорошо поработать над второй версией, третья будет очень хорошая. Но тут уже вопрос к Андрею, готов ли он работать, потому что я за него это не напишу.
Переходим к «домашке» Олеся. Валерия пробегается по его новому резюме и где-то на середине замечает: «Класс, принимается». Корректировки нужны мелкие: например, перенести навыки после блока «О себе» — для джунов так полезнее.
— Это мне жена-сценарист помогала, — улыбается мужчина.
— Лайк жене, но надеюсь, что больше она не будет. Я не против, чтобы подключались близкие родственники, но все-таки это ваша история. Работу в первую очередь должны делать вы.
Олесь говорит, что загружал файл в программу Job Scan, чтобы проверить, как он проходит ATS-системы, которыми работодатели автоматически обрабатывают резюме. У нового резюме показатель стал лучше: 81% вместо 55%. За эти две недели обновленное резюме мужчина отправил 18 раз, но ответов не получил. Валерия объясняет, что в его ситуации такая цифра не страшна: язык программирования не самый востребованный. Новое резюме получает от консультанта 7 баллов, а первое — 4.
Дальше HR-эксперт выдает мужчинам новую матчасть. Чтобы найти работу мечты, нужно попробовать шесть стратегий поиска:
Елена в итоге опаздывает на час. Спрашиваем у Валерии, что было бы, случись такое на собеседовании.
— Я бы при таком раскладе не переносила интервью — второй встречи, скорее всего, не было бы. Чаще всего собеседование имеет структуру: условно говоря, 30—40 минут на вопросы от компании, 15—20 минут на вопросы от кандидата, немного времени на оргвопросы. Если где-то просадка, эйчар не захочет поступаться своей частью: это просто неэффективно.
Исправленного резюме у героини с собой не оказалось, на столе лежат только два ее прошлых: на коммерческого директора и HR-менеджера.
— Я начала писать и столкнулась с некоторой неуверенностью по директорской позиции. Наверное, мне все же нужно начинать с заведующей магазином.
Валерия советует ей обратить внимание на крупных ретейлеров: «Санта», «Соседи», Green, «Армтек». Но сначала — упаковать свой классный управленческий опыт в резюме. Договариваемся, что Елена исправит этот документ и покажет его консультанту уже после этой встречи.
— Важное правило: вам нужна только одна работа — вы должны переть как танк и забить на все стереотипы. Только при таком подходе мы с вами сможем найти классную работу, — это консультант обращается уже ко всем участникам. — Я считаю, что в первую очередь инициатива в рамках реалити должна идти от вас.
В ходе разговора выясняем, что в ретейле Елену больше всего интересует промтоварная часть, и тут у Валерии обнаруживается ценный контакт — HR-директора компании LC Waikiki. Как и в случае с Андреем, она готова им поделиться, но только если у героини будет хорошее резюме.
— Я бы не рекомендовала вам распыляться и идти в несколько направлений: HR, HR-директор, заведующая магазином, директор магазина. Нужно точно определиться в первом шаге, — советует участнице Валерия.
Мы тем временем набрасываем возможные «дверцы», куда Елена может постучаться: «Твое», Mark Formelle, Conte, «Офистон». Кому-то из них героиня уже писала раньше — тщетно. Но и резюме тогда было старое.
— Простите мою прямолинейность, но лучше я вам прямо скажу: вы либо входите в этот рынок и «ддосите» всех, чтобы урвать место под солнцем, либо сидите, а ваши конкуренты приходят на места, где могли быть эффективными вы, — объясняет Валерия правила игры всем участникам.
А пока наши герои задерживаются на первом этапе — переработке резюме. Впереди еще два: отклики и собеседования, — на это есть последние две недели проекта. Мы встретимся таким же составом в июле и посмотрим, кому удалось получить заветный оффер или хотя бы приблизиться к нему. Если у вас есть слова поддержки или рабочие предложения для участников, напишите в Telegram нашему журналисту.
Допустим, резюме готово и отклики принесли первые плоды — вас зовут на собеседование. На такой встрече есть много подводных камней. Мы расспросили Валерию Петросян про самые острые из них. Начнем с ошибок на собеседованиях, которые люди допускают чаще всего.
Карьерный консультант вспоминает историю, как однажды кандидат допустил забавную и фатальную ошибку.
— Года четыре назад было великолепное техническое собеседование. Я оставила контакты, чтобы можно было отправить какие-то дополнительные документы, а кандидат вместо этого начал скидывать мне нюдсы и звать на свидание. В жизни может быть всякое, я тоже мужа нашла на работе, но, если вдруг хочется пригласить HR-менеджера на свидание, сделайте это после собеседований. А если идете на работу в эту компанию, так лучше вообще не делать.
Почему открыта вакансия? Кто непосредственный руководитель? Какая команда? Как поступают задачи, как контролируются?
Про компанию и корпоративную культуру
Какая миссия у компании? Какие бизнес-цели на год? Какие люди тут работают?
Про формат работы
Какие есть карьерные возможности? Как устроена система мотивации и поощрения? Какая зарплата? Как происходит ее пересмотр?
Следующий подводный камень, который может испортить впечатление, — это волнение. По словам эксперта, оно чувствуется и не добавляет плюсов кандидату. Но есть идея, которая поможет справиться с волнением.
— Важно абстрагироваться от мысли, что вас кто-то оценивает. Идите просто на переговоры, пообщаться. Собеседование — это про выбор двух сторон: кандидат тоже выбирает, где хочет работать. Если вы будете разговаривать легко, неформально, иногда даже не подбирая слова, это будет выигрышно.
Бывает, что человек волнуется из-за большого пробела в трудовой биографии. Работодатель считывает это волнение и спрашивает напрямую: «Почему вы так долго не работаете?» Чтобы не упустить должность, Валерия советует относиться к поиску работы с холодной головой, не допускать переживаний.
— Когда спрашивают «в лоб», рекомендую строить ответ в одной из следующих концепций — и важно делать это очень уверенно! Во-первых, можно выделить сложность позиции. Во-вторых, кому-то нужно было время на реабилитацию, у кого-то были личные трудности — об этом можно сказать прямо, но без погружения в контекст. Например: «Мне пришлось взять перерыв в связи с личными проблемами, связанными с семьей. Ситуация прошла, теперь я готов и хочу работать». Третья концепция ответа — нацеленность на win-win-сотрудничество. Можно сказать, что вы настроены найти компанию, в которую принесете максимальный результат, но, к сожалению, на пути такой еще не было.
Кстати, ответы на неудобные вопросы Валерия советует продумать заранее, потому что в момент икс легко растеряться.
— Вопросы из серии «Вы женаты? Есть ли у вас дети? А кредиты?» я рекомендую переводить в фан и шутку: перекинуть мяч и спросить о цели этого вопроса. Например: «Ну, как у всех, а с какой целью интересуетесь?»
После такого «паса» нанимателю придется приоткрыть свои сомнения — и эти возражения уже можно «отбить». Например, на фразу «У вас кредиты — значит, захотите больше денег» можно ответить в духе «Да, у меня, как и у всех, есть кредиты, но они взяты так, чтобы финансовая нагрузка была посильной».
— У меня были случаи, когда спрашивали, замужем ли я. Мой ответ очень простой: я молча поднимаю руку со своим кольцом, — Валерия показывает этот жест, и он действительно сбивает с толку. — Когда ты не играешь по их правилам и тоже выбиваешь почву из-под ног, человек чувствует неуверенность: «Может, зря я это спросил?» То есть отвечать на бестактные вопросы можно забавно и дерзко, но ни в коем случае не агрессивно.
Разговор о прошлых работодателях тоже может убить все шансы на оффер. По словам эксперта, о «бывших» можно отзываться только хорошо, с благодарностью и уважением.
— Если был конфликт, это можно завуалировать в формулировку «У нас разные взгляды на подходы к работе и мое развитие в рамках компании, поэтому мы решили прекратить сотрудничество». Не стоит говорить «Мой начальник *****, руководитель отдела — это его любовница, все коллеги токсичные». Иначе у работодателя появится мысль: может, проблема не в компании, а в этом человеке?
Когда на собеседовании уместно говорить про зарплату? По словам Валерии Петросян, если про финансовые условия не рассказал HR-менеджер, то про это должен спросить кандидат — лучше в конце, иначе это воспринимается так, будто ему интересны только деньги.
— Фраза эйчаров «Назовите сумму, мы сопоставим ее с вашим опытом и поймем, стоите ли вы этих денег» — это чистого вида манипуляция, чтобы убедить человека первым назвать цифры. Бывает, если он говорит не те, его действительно отсекают. Но грамотные нанимающие менеджеры работают с бюджетами и, если сумма кандидата выше, спросят его о гибкости. Не сходится — нормально, важно уметь договориться.
При этом, когда компания оценивает специалиста по внутренней шкале, это другая ситуация. Собеседница объясняет, что, когда один работодатель определяет кандидата на уровень senior, а второй — на уровень middle, это не демпинг.
— Не нужно думать: «Раз одна компания оценила меня как middle, значит, я не senior». Просто у каждого работодателя свои требования, и это окей.
Допустим, все подводные камни на собеседовании вы успешно обошли. Можно ли прямо на встрече предугадать, что компания скажет «нет»? Валерия говорит, что такие признаки есть.
— Есть гипотеза: если не спрашивают, когда вы готовы выйти на работу, будет отказ. Насколько это верно?
— Работодателю нужно спланировать выход сотрудника, так что гипотеза хорошая.
Одна из популярных у работодателей формулировок отказа звучит так: «Мы выбрали другого кандидата». HR-эксперт рассказывает, что в таком случае можно узнать больше о реальных причинах с помощью «правила одного напоминания».
— Если вам ответили сухо, можно написать: «Большое спасибо за ответ, не могли бы вы дать более развернутый? Это важно для моего карьерного и профессионального развития». Если есть аргументы, компания поделится ими. Если второй ответ тоже будет сухой, продолжать не нужно. Скорее всего, это какой-то неаргументированный отказ.
По словам собеседницы, постучаться в одни и те же двери спустя год-два после отказа — это нормально: специалисты растут, люди в компаниях тоже меняются. Если вдруг вам отказывают на собеседовании, можете спросить, через какое время его можно пройти еще раз.
В следующий раз расскажем про то, как выбрать из двух предложений работу мечты и когда от оффера лучше отказаться.
Пенсионная программа формируется за счет собственных взносов и участия государства:
• выбираете размер взноса от 1 до 10% от зарплаты. К нему государство добавит еще от 1 до 3%;
• заключаете договор страхования дополнительной пенсии со «Стравитой» и показываете его работодателю. Дальше уже он будет ежемесячно перечислять взносы на ваш личный пенсионный счет, а вы пользоваться налоговыми льготами.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by