Недавно руководство Китая приняло решение, которое давно обсуждалось в стране. Сейчас там один из самых низких в мире показателей в плане возраста выхода на пенсию. Однако рождаемость в КНР также находится на низком уровне, зато средняя продолжительность жизни постоянно растет. Если верить прогнозам, количество китайцев в возрасте 60 лет и старше к 2035 году должно превысить 400 млн человек, и расходы на их обеспечение могут лечь на экономику тяжелейшим грузом. Китай, разумеется, далеко не единственное государство, столкнувшееся с проблемой стареющего населения. Так или иначе ее вынуждены решать во многих странах, и подходы бывают разные. Разбираемся, как правительства принимают непопулярные решения и чем пытаются их компенсировать.
Китайская Народная Республика стала заложником двух главных обстоятельств. С одной стороны, страна достигла впечатляющих успехов в увеличении продолжительности жизни своих граждан. В 1949 году, когда была провозглашена КНР, этот показатель составлял всего 36 лет, в начале 1980-х превысил 68 лет, а сейчас достиг уже 78. С другой стороны, политика «Одна семья — один ребенок», действовавшая с 1980 по 2015 год, привела к тому, что китайцы отвыкли от практики многодетных семей.
Когда программа, ограничивающая рождаемость, была отменена, ее резкого всплеска не последовало.
Более того, в 2021 году в Китае официально утвердили демографическую политику «Одна семья — три ребенка», направленную на стимулирование рождаемости. Пока успеха она не имеет. В 2023-м население КНР сократилось уже второй год подряд, и страна потеряла первое место в мире по количеству жителей, уступив его Индии. Если тренд продолжится, это может стать серьезнейшей проблемой для экономики.
Китай оказался в парадоксальной ситуации. Его население стареет, но в этом ничего удивительного нет, это общемировой демографический тренд. По соотношению рождаемости и смертности страну уже можно отнести к постиндустриальному обществу (низкая рождаемость — низкая смертность), но при этом, в отличие от той же Японии, находящейся в такой же ситуации, в КНР далеко не все население успело разбогатеть настолько, чтобы в случае чего обеспечивать себя в старости самостоятельно. И речь идет о десятках, а скорее всего, даже сотнях миллионов человек.
Сейчас в Китае один из самых низких пенсионных возрастов в мире.
На пенсию мужчины выходят в 60 лет, городские жительницы, занимающиеся интеллектуальным трудом, — в 55, а женщины, работающие в промышленности, — и вовсе в 50. Для сельской местности действует иная система. Одновременно с этим рост численности трудящегося населения, чьими выплатами обеспечиваются пенсионные расходы, не может догнать рост числа пенсионеров. Выяснилось, что молодые китайцы вовсе не хотят, как их отцы и деды, идти к станку на завод, предпочитая офисы в небоскребах. Новых же рабочих мест там на всех желающих не хватает — отсюда высокая безработица среди молодежи. Из чьих доходов будут платиться будущие пенсии, сейчас не ясно. Пока же Третий пленум ЦК КПК, закончившийся недавно в Пекине, принял решение о повышении пенсионного возраста. Подробности реформы не сообщаются, но ранее ответственные лица сообщали, что речь может идти о повышении этого показателя для мужчин до 65 лет.
Обсуждаемые в Китае 65 лет, на самом деле, самый популярный официальный возраст выхода на пенсию для мужчин. В большинстве развитых стран он заключен в промежуток между 64 и 66 годами. Те же государства, которые еще не укладываются в данный диапазон, идут к общей норме. Например, во Франции в прошлом году объявили пенсионную реформу, согласно которой пенсионный возраст для мужчин повышался на два года, до 64 лет. Решение вызвало активные протесты.
Рекорд по возрасту выхода мужчин на заслуженный отдых сейчас принадлежит трем странам: Исландии, Норвегии и Израилю, где гражданин может рассчитывать на полную государственную пенсию лишь с 67 лет. С другой стороны, в Индии мужчина может перестать работать и получать выплаты от государства уже в 58. Однако при таких сравнениях необходимо понимать, что и продолжительность жизни, и размер пенсий в Индии несколько иные, чем, например, в той же Норвегии. Также необходимо различать официальный пенсионный возраст и действительный возраст выхода на пенсию. Например, в Индии с ее 58 годами мужчины по факту отправляются отдыхать в среднем в те же 67 лет, а вот в Норвегии, наоборот, вместо 67 в действительности делают это в 65. Так происходит потому, что пенсионная система в развитых странах обычно сложная и позволяет проявлять определенную гибкость.
Существуют три основные пенсионные системы. На самом деле, вариаций масса, но обычно они все же базируются на трех схемах. Первая — распределительная, или солидарная. Она принята, например, в нашей стране. Ее суть в том, что более молодое поколение солидарно поддерживает более старшее. Это прекрасный гуманный вариант, позволяющий обеспечить достойной старостью даже тех, кто всю жизнь зарабатывал скромные деньги. Однако главный недостаток данной системы в том, что при старении населения она перестает нормально функционировать. Солидарности молодого поколения начинает не хватать на поддержку всех пенсионеров.
Вторая система — накопительная.
Каждый человек сам определяет свое будущее, самостоятельно или через работодателя отчисляя в пенсионные фонды определенный процент своего заработка. Этим процентом он сможет воспользоваться после выхода на заслуженный отдых. Главный недостаток схемы — незащищенность людей с низким доходом, чьих отчислений может не хватить на достойную старость.
Наконец, третья система — смешанная, комбинирующая два предыдущих варианта.
Чтобы на конкретных примерах показать, как страны справляются со обеспечением стареющего населения, начать нужно с Японии — хотя бы потому, что сейчас это страна с самым высоким процентом пенсионеров в мире. Японцы живут долго, рожают, как принято в развитых азиатских странах, неохотно, но при этом там еще и максимально ограничивают трудовую иммиграцию, самый популярный способ возмещения нехватки рабочих рук.
Как же решают проблему с пенсиями в Стране восходящего солнца?
Японии в каком-то смысле повезло. В большинстве стран обычные люди ждут не дождутся, когда уже наконец можно будет выйти на пенсию. Именно поэтому решения о повышении пенсионного возраста там обычно непопулярны. В Японии же люди хотят работать подольше. Это связано и с принятой в стране трудовой этикой, когда работа почетна и считается добродетелью, и со старой практикой «пожизненного» найма. Множество японцев уходят на пенсию из той же компании, куда устраивались на свое первое место после школы или университета.
В этой связи Япония — редкая развитая страна (вторая такая — Южная Корея), где у компаний есть право увольнять сотрудников по достижении ими 60-летнего возраста вне зависимости от их желания. Такая практика принята сейчас у 70% местных работодателей. При этом с 2000 года в стране идет реформа, которая за четверть века поднимет возраст получения полной заработанной пенсии до 65 лет. Это кажется парадоксом, но таковым не является. Дело в том, что японские наниматели, даже уволив своего 60-летнего сотрудника с его нынешней должности, обязаны предложить ему другую. Так все и делают, переводя пожилых работников на меньшую зарплату и освобождая рабочие места для следующего поколения. В противном случае многие японцы готовы работать до наступления собственной естественной смерти. По данным статистики, по крайней мере 40% мужчин страны хотят трудиться и по достижении 70-летнего возраста.
Шестидесятилетний японец, у которого в среднем впереди еще 20—25 лет жизни, сталкивается с выбором.
Он может продолжить работать в своей компании еще пять лет, но, скорее всего, уже на менее ответственной позиции с куда меньше зарплатой и в 65 лет уйти на официальную пенсию с полной выплатой положенных средств — или сразу уйти на пенсию в 60 лет, но тогда размер его пенсии уменьшится на 24%. В 61 год размер сокращения будет меньше, в 62 — еще меньше и так далее. Или же он может продолжить трудиться и после 65 лет. В настоящее время примерно 11% всех японских трудящихся составляют работающие пенсионеры. Это дает необходимую гибкость. Те жители страны, которые хотят выращивать бонсай и нянчиться с внуками, могут сделать это пораньше, но потеряют в деньгах. А те, кто хочет продолжать трудиться, могут работать, получая бонусы и снимая определенную нагрузку с пенсионной системы страны.
Норвегия, как говорилось выше, страна-рекордсмен по времени выхода на отдых — 67 лет. Невероятно, но при этом граждане страны считают свою пенсионную систему успешной, она пользуется популярностью, а вовсе не является слабым местом для политиков, как это часто бывает. Во-первых, в этом скандинавском государстве пенсионный возраст зависит от ожидаемой продолжительности жизни. В случае если последняя начнет сокращаться, на отдых начнут выходить раньше. Если она будет расти, придется еще потрудиться.
Во-вторых, 67 лет — это возраст, когда государство будет готово платить полную стопроцентную пенсию.
Любой норвежец, претендующий на таковую, может уйти на отдых пятью годами раньше, но, как и в Японии, должен будет согласиться на дисконт. Правда, на более существенный: в 62 года он получит 20% полной пенсии, в 63 — 40%, в 64 — 50%, в 65 — 60%, в 66 — 80%. Тем не менее уставшие жители страны иногда делают такой выбор, ведь госпенсия — это лишь часть пенсионных выплат. Есть еще профессиональная пенсия. С 2006 года все работодатели обязаны отчислять на эти цели свою долю (от 2% зарплатного фонда и выше), а кроме того, существует и накопительная индивидуальная пенсия, отчисления на которую может делать каждый человек сообразно своим желаниям. Все это в совокупности может дать неплохой доход, ну и вообще, пока проблема старения перед норвежцами особо не стоит. Количество пенсионеров там сейчас в два раза меньше, чем в Японии, а суверенный фонд, концентрирующий сотни миллиардов доходов от экспорта энергоносителей, позволяет смотреть на пенсионное обслуживание население в будущем с некоторым оптимизмом.
Похожие комплексные схемы внедрены во многих государствах. Те же «три опоры» используются в Исландии и Швейцарии. В последней, впрочем, в 2022 году повысили пенсионный возраст для женщин, сравняв его с мужским (65 лет), но в 2024-м отказались повышать мужской (до 66 лет). Зато вместо этого планируют внедрить практику 13-й пенсии (по аналогии с 13-й зарплатой, дополнительной в году). Причем ответственность за все эти решения политики, следуя швейцарской традиции, переложили на плечи избирателей, ведь все новации принимались через референдумы.
Любопытная система принята в Австралии, причем она неоднократно признавалась одной из самых эффективных в мире.
Каждый гражданин вне зависимости от стажа имеет право на государственную пенсию, размер которой рассчитывается исходя из уровня годового дохода, семейного положения, количества детей на иждивении и имущества. Кроме того, работодатели отчисляют 11% дохода сотрудника в накопительную часть, а с 2025 года эта величина вырастет до 12%. Однако и в данном случае все люди имеют право делать и индивидуальные вложения в пенсионные фонды. Причем если гражданин делает такой дополнительный взнос, государство тоже добавляет свою долю, величина которой зависит от размера взноса и годового дохода человека. Так стимулируются личные накопления на собственную пенсию.
Как показывают все приведенные примеры со старением населения и вызванными этим проблемами, решать их удобнее всего с применением смешанного подхода. И сугубо солидарная система, и исключительно накопительная схема имеют свои крупные достоинства, но и большие недостатки, хотя некоторым государствам они на определенном этапе их развития и подходят.
В условиях постиндустриального общества эффективнее всего сбалансированные решения, когда государство, с одной стороны, обеспечивает своим гражданам гарантированный доход в старости, пусть и небольшой, но достаточный для поддержания определенного уровня жизни, а с другой — стимулирует индивидуальные накопления, зависящие от доходов каждого человека и его социальных гарантий со стороны нанимателя.
Все это сопровождается и режимом наибольшего благоприятствования для более позднего ухода на покой.
Каждый в таком случае волен выбирать свой путь: раньше отдыхать, но получать меньше выплат, или, наоборот, позже выходить из экономически активного возраста, но и получать за это соответствующую компенсацию.
В Китае непростая ситуация сложилась прежде всего из-за ошибок в демографической политике. Очевидно, что власти страны рассчитывают все-таки переломить тренд на депопуляцию и вновь сделать многодетность модной. Тем более что в менталитете китайцев ответственность за пожилых сограждан не только (а временами и не столько) ложится на плечи государства, а является прямой обязанностью более молодого поколения.
Проще говоря, дети заботятся о родителях, в том числе содержат их, и это в Китае воспринимается как норма.
Другой вопрос, что сейчас делать это становится все сложнее, потому что зачастую новые поколения покидают не только родительский дом, но и родительскую деревню или город и вовсе не готовы возвращаться. Остается только ждать подробностей, какую схему в итоге предложит своему населению руководство страны, взвесив все за и против. Очевидно, что простых решений здесь быть не может.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by