8475
08 ноября 2024 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

«До конца контракта три месяца, а ответ требуют сейчас». Конфликт на работе

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

Работодатели часто любят подстраховаться и настаивают, чтобы сотрудники сообщали им о своих планах заранее. Читательница Анна утверждает, что как раз попала в такую ситуацию: работать по контракту еще три месяца, а у нее уже сейчас требуют ответ, будет ли она оставаться в компании. Что делать, если работник попал в такую ситуацию? Разбираемся вместе с юристом.

«Ситуация неприятная, как будто крепостное право»

Анна работает в компании почти пять лет: сначала с ней заключили контракт на один год, потом еще на четыре. В последние месяцы девушка начала изучать сайты с вакансиями и откликаться на интересные предложения.

— Часто говорят, что работу нужно менять каждые пять лет, и мне кажется, в этом есть доля правды. Просто хорошо работать недостаточно, чтобы тебя заметили и предложили повышение. Поэтому к концу контракта я начала просматривать вакансии, чтобы понять ситуацию на рынке и определиться, могу ли я попросить повышение зарплаты, если решу остаться в компании, — рассказывает читательница.

По словам Анны, она не ожидала, что ее позовут в отдел кадров так рано — за три месяца до окончания контракта.

— В очень настойчивой форме мне предложили написать заявление на продление контракта. Причем сказали, что для этого есть только семидневный срок и работники должны заранее уведомить нанимателя о своих планах, иначе это будет нарушением. В устной форме мне объяснили, что потом будет конец года, новогодние праздники и всем будет не до продления контрактов и бумажной работы, поэтому я уже сейчас должна сообщить о своем решении.

Работница с таким подходом не согласна и говорит, что рассчитывала походить на собеседования и подготовиться к разговору с руководителем, а такая спешка ей непонятна и невыгодна.

— Не исключаю, что в итоге не буду менять работу, потому что не так много компаний, куда я могу уйти. Но все-таки три месяца — это достаточно большой срок, какие-то обстоятельства могут измениться, и что тогда, мне надо будет просить об увольнении? А если мне откажут? Ситуация неприятная, как будто еще действует крепостное право. При этом я вижу, как увольняют людей — никто не предупреждает за три месяца, чтобы они могли спокойно найти работу. Бывает, что просят уйти буквально через неделю.

Продление контракта: каковы сроки и права работника

Решить, будет ли продлеваться контракт, наниматель и работник действительно должны заранее, то есть до того, как он истечет.

— По закону каждая из сторон контракта — и наниматель, и работник — должна уведомить другую сторону письменно о желании продлить контракт не меньше чем за месяц до окончания срока его действия, — поясняет юрист по трудовому и бизнес-праву Светлана Семенихина.

Это значит, что если у работника контракт истекает, например, 1 марта, то 1 февраля — это крайняя дата, когда и наниматель, и работник уведомляют друг друга о своем решении.

Юрист обращает внимание, что это самая крайняя дата. Обычно на практике наниматель передает работнику уведомление, чтобы тот сообщил о продлении контракта или своем уходе, примерно за полтора месяца до даты истечения контракта. Тогда у работника есть немного времени подумать, а у нанимателя — без спешки оформить нужные документы.

В ситуации с уведомлением за три месяца, которую описывает читательница, наниматель не прав, когда требует настолько заранее принять решение.

— Если наниматель требует от работника сказать за три месяца, будет ли тот продлевать контракт, это, конечно же, незаконно. Наниматель со своей стороны может выразить желание продлить контракт с работником и раньше, хоть сейчас, в ноябре, если у работника контракт заканчивается 1 марта. Но именно требовать, чтобы работник озвучил свое решение, он не вправе, у работника за это время может многое измениться. Обычно к такому прибегают, если в организации так называемый кадровый голод и нанимателю нужно быть очень уверенным в том, что его кадры с ним останутся.

Есть должности и профессии, где достаточно непросто найти замену, поэтому наниматели таким образом страхуются от рисков. Они опасаются, что одного месяца явно будет маловато, чтобы найти подходящую замену, — отсюда и желание заранее узнать планы сотрудника.

Но повторимся: требовать ответа за несколько месяцев наниматель не вправе, он может только предложить работнику определиться, будет ли тот оставаться.

А если контракт продлили, но планы поменялись?

Это еще один частый вопрос, с которым сталкиваются наниматели. Допустим, работник за месяц согласился продлить контракт, подписал заявление, но потом за две недели передумал и сказал, что планы поменялись.

В таком случае нужно ориентироваться на то, продлил ли наниматель к этому моменту контракт с работником.

— Предположим, наниматель сразу же, получив заявление работника либо его согласие на бланке уведомления, оформил продление — поставил отметку в контракте о продлении, издал приказ, работник с этим тоже ознакомился и поставил везде свои подписи. Тогда будет считаться, что контракт продлен, работник, по сути, уже не вправе отказаться, — отмечает юрист.

Но если продление находится только на уровне договоренностей (работник максимум написал заявление или поставил отметку на бланке, что согласен продолжить работу), тогда еще есть возможность отказаться от дальнейшего сотрудничества с нанимателем.

Могут ли без причины не продлить контракт?

Если коротко, то наниматель может отказать в продлении контракта без объяснения причин. Но для некоторых работников есть нюансы, о которых нужно знать.

— Бывают случаи, когда работник хочет, чтобы с ним продлили трудовые отношения, а наниматель против. Здесь основной принцип такой, что по общему правилу наниматель не обязан объяснять свое решение о непродлении контракта. В законодательстве нет нормы о том, что наниматель должен аргументировать свой отказ для сотрудника, — комментирует Светлана Семенихина.

Исключение — если такая обязанность нанимателя прописана в организации на локальном уровне, например в коллективном договоре. Но на практике такое встречается очень редко.

Кроме этого, есть категории работников, с которыми наниматель обязан продлить контракт: например, с беременными женщинами; с сотрудниками в декретном отпуске; с сотрудниками, которые вышли из декрета, пока ребенку не исполнится пять лет; с людьми предпенсионного возраста, которым до пенсии осталось не более двух лет. Гарантии для них прописаны в ст. 261-5 Трудового кодекса: в случае с этими работниками у нанимателя нет права не продлевать контракт.

— Если с таким работником контракт не продлевается, это нарушение законодательства о труде. Работник вполне может пойти в инспекцию по труду, и для нанимателя будут неприятные последствия, — поясняет юрист.

Что касается других работников, которые к этой категории не относятся, то наниматель сам решает, будет ли он продлевать трудовые отношения с конкретным человеком.

Дополнительные категории работников, у которых есть гарантия в плане продления контракта, тоже могут быть прописаны на локальном уровне, например в коллективном договоре организации. Это могут быть многодетные матери, одинокие родители или другие работники. Кто именно может попасть в такой список и получить гарантии — решает организация.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by