«Деньги зачислены другому клиенту: у него такой же идентификатор». Разбираем редкий случай

 
1308
18 сентября 2025 в 17:15
Автор: Наталья Ражкова. Фото: архив Onlíner
Автор: Наталья Ражкова. Фото: архив Onlíner

В редакцию обратился читатель, который попал в неожиданную ситуацию: пополнял свою карту в другом банке через ЕРИП, а платеж ушел другому человеку, с которым совпал идентификатор платежа. Разобрались, как так получилось.

Читатель рассказал, что у него была виртуальная карта в «Нео Банке» — ее он решил пополнить с карты «Альфа Банка» переводом через ЕРИП.

— Зашел в приложение «Нео Банка», скопировал реквизит для ЕРИП и в приложении «Альфы» его использовал для перевода. Деньги в «Нео Банке» не появились ни через 10 минут, ни через час, ни через 2. Позвонил в поддержку банка, там попросили чек операции и через некоторое время вернулись с ответом: все хорошо, деньги не потерялись, а были зачислены другому клиенту, потому что у него такой же идентификатор.

Мне сказали, что обращаться нужно за возвратом в тот банк, из которого ушел платеж. В «Альфа Банке» ответили, что тоже ничего сделать не могут: деньги уже ушли, нужно идти в отделение и писать заявление на возврат ошибочного перевода. Комиссия за рассмотрение заявления — 20 рублей.

По словам читателя, он так и поступил, и через неделю «Нео Банк» пообещал ему вернуть деньги в тот же день.

— Прошло еще пару дней, и деньги не вернулись. В поддержке «Нео Банка» ответили, что для возврата нужно, чтобы клиент, которому деньги ошибочно зачислились, приехал в отделение банка и написал заявление. У них одно отделение в Минске, которое работает только по будням, клиент к ним доехать не может.

Что говорят об этой ситуации в банке?

Идентификатор, который совпал, представляет собой комбинацию из 6 первых и 5 последних цифр карты (всего на номере карты 16 цифр), а также срок ее действия. В «Нео Банке» корреспонденту Onlíner пояснили, что за него при переводах через ЕРИП отвечает именно банк — дальше информируют ЕРИП о том, какой способ идентификации выбрали, чтобы эти настройки внесли в дерево услуг.

В банке отметили, что причина сложившейся ситуации — технический сбой, который уже устранен.

— Этот сбой был единичным. В настоящий момент сложившаяся ситуация полностью урегулирована, денежные средства в полном объеме возвращены клиенту. Хотим подчеркнуть, что безопасность счетов и данных клиентов не была нарушена, — сообщили в пресс-службе «Нео Банка».

Также банк принял меры для предотвращения таких ситуаций в будущем:

— Для повышения уникальности идентификатора банком внесены изменения в процесс пополнения карточек посредством системы ЕРИП. Для пополнения карточки онлайн теперь необходимо ввести номер договора и 4 последние цифры карточки. 

Для удобства клиентов в мобильном приложении «Нео Банка» отображается идентификатор для пополнения карточек. Чтобы избежать ручного ввода, его можно скопировать и поделиться — тем самым минимизируется возможность ошибок при вводе данных. Кроме того, после ввода идентификатора отображаются маскированные реквизиты карты и имени/фамилии держателя карты, что позволяет отправителю денег верифицировать получателя и подтвердить корректность операции перед ее исполнением.

В банке отметили, что если возврат денег необходим из-за технической ошибки, то участие другого физлица (ошибочно получившего средства) не требуется. Первое, что нужно предпринять в подобной ситуации, — обратиться в банк.

Также в банке напомнили о том, что есть ответственность за пользование чужими деньгами для тех, кто неправомерно их удерживает или уклоняется от возврата, по статье 366 ГК РБ.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро