Ирину (имя изменено по просьбе героини) позвали в перспективную компанию на хорошую должность. Женщина успела отработать чуть больше полугода, после чего возникли проблемы — компания решила расстаться с сотрудницей, но, как считает Ирина, для этого выбрали не самый справедливый способ. Разбираемся в ситуации, в которую может попасть каждый работник.
— В ноябре прошлого года со мной связалась HR одной из компаний: предложили возглавить маркетинг в стартап-проекте, который подразумевал вывод нового бренда на рынок Беларуси. План развития, задачи и ожидания были амбициозные, — рассказывает Ирина. — На тот момент я работала в стабильной компании, на хорошей должности с хорошей зарплатой, но проект заинтересовал меня с профессиональной точки зрения: это был такой вызов себе и возможность попробовать себя в новой сфере.
Было несколько собеседований, после которых Ирине выслали оффер, и она его приняла. Женщина вышла на новое место работы в начале января, с ней заключили контракт с испытательным сроком три месяца, который она прошла и осталась работать в компании.
— Единственный момент заключался в том, что сумму, прописанную в оффере, попросили разделить: 80% обозначить как оклад в контракте, а оставшиеся 20% оформить договором компенсации за использование личного авто в служебных целях. Я согласилась, так как в итоге я выходила на обещанную сумму, по рабочим вопросам на самом деле ездила много, и особо не было времени выяснять детали, так как нужно было активно включаться в работу.
К лету у проекта уже были определенные успехи, но инвесторы приняли решение приостановить развитие до конца года, работать над операционкой, оптимизировать процессы.
— В середине августа весь штат офисных сотрудников (четыре человека) поочередно приглашают на беседу с HR-директором и директором, в которой сообщается, что совет директоров принял решение сократить штат офисных сотрудников, — описывает ситуацию Ирина. — Так как часть сотрудников были еще на испытательном сроке, с ними вопрос решился легко. Мне же предложили пару дней подумать и определить, какое время мне нужно на увольнение.
Ирина предложила оформить ее увольнение как связанное с сокращением штата или продолжить трудовые отношения с ней, пока она не найдет новое место работы.
— Я воспитываю двоих несовершеннолетних детей, старший сын, несмотря на совершеннолетие, учится на дневном платном отделении университета. Вот так спонтанно уходить в никуда, учитывая статистику сроков поиска работы, я не могла, — говорит женщина. — Результатом разговора стал ультиматум от нанимателя: либо я ухожу по соглашению сторон в течение 10 дней, и тогда мне выплатят полную зарплату за текущий месяц с учетом компенсации авто, либо меня уведомляют об отмене компенсации за использование авто и уже в текущем месяце ее не выплачивают, а дальше меня уведомляют о снижении зарплаты до минимума и я ухожу сама.
Ирина не стала увольняться и говорит, что ее уведомили об изменении условий: компенсация за использование личного авто за последний месяц выплачена не будет, в связи с неудовлетворительной экономической ситуацией ее оклад составит 1800 рублей к начислению на должности замгендиректора (в оффере была сумма 7500 рублей чистыми на руки).
Сотрудница подписала отказ от работы в связи с изменением условий труда, отработала месяц, получила положенную двухнедельную компенсацию и была уволена в конце сентября.
Ирина решила сообщить об этой ситуации в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда: по ее мнению, в таких случаях контрактная форма найма защищает только нанимателя.
— Контракт дает гарантии нанимателю, а такое основание, как «сокращение штата» с выплатой компенсации, можно вообще исключать из Трудового кодекса, потому что нанимателю гораздо выгоднее принуждать работника увольняться самостоятельно, просто изменяя условия труда, — рассуждает собеседница.
Копия ответа есть в распоряжении редакции. Специалисты пришли к выводу, что порядок уведомления и последующего увольнения не нарушен.
В ответе инспекции по труду отмечается, что Ирину приняли на должность заместителя генерального директора по маркетингу с заключением контракта на один год, а спустя семь с половиной месяцев вручили уведомление об изменении существенных условий труда в части уменьшения размера оплаты труда.
Так как работница не согласилась на уменьшение зарплаты, ее уволили «вследствие отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда по пункту 5 части 2 статьи 35 ТК».
При увольнении ей начислили, кроме прочего, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в соответствии с частью 4 статьи 48 ТК и компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск в соответствии со статьей 179 ТК. Выплаты, которые положены при увольнении, перевели в день увольнения, что соответствует статье 77 ТК.
«Нарушения сроков и порядка изменения существенных условий труда, а также увольнения по пункту 5 части 2 статьи 35 ТК не установлено», — говорится в ответе инспекции.
В то же время в инспекции напомнили, что, если человек не согласен с датой или формулировкой увольнения, он может обратиться в суд. Сделать это нужно в течение месяца со дня, когда работник получил копию приказа об увольнении, трудовую книжку с записью или ему отказали в их выдаче.
С похожей историей обратилась к нам читательница, работающая на одном из частных предприятий Минска. По ее словам, наниматель решил сократить людей, но делать это официально не хочет, иначе каждому работнику придется выплатить компенсацию, а это дополнительная нагрузка на компанию.
— Работаем в ООО, нас шестеро. В контрактах у всех прописан оклад 900 рублей, — рассказывает женщина. — Сейчас начальство предложило написать заявление на увольнение — даже не по соглашению сторон, а по собственному желанию работника. Срок дали две недели, до 1 ноября. По сути, будет сокращение, ведь новых работников нанимать не планируют. Но и компенсацию платить не хотят.
Коллектив увольняться не собирался, но, по словам читательницы, руководство обозначило, что оставшиеся после 1 ноября работники будут получать только те самые 900 рублей, что прописаны в контракте. Остальная часть зарплаты выплачивалась как премия и была выше оклада, уточняет читательница, поэтому лишение премии будет очень болезненным.
С одной стороны, оставаться на работе с зарплатой 900 рублей нет смысла, с другой — сотрудники считают, что такая ситуация нарушает их права.
— Мы не знаем, куда идти. У нас семьи, дети, работать за 900 рублей не вариант, — говорит собеседница.
Юрист Татьяна Ревинская рассказывает, какие права есть у работников при сокращении и что обязан сделать наниматель.
Сокращение численности или штата работников — это уменьшение рабочих мест, связанное с каким-либо реорганизационным процессом нанимателя, например перепрофилированием деятельности, снижением плана работы и так далее. Однако решение о сокращении должно быть реальным и обоснованным, иначе увольнение работника по этому основанию может быть признано судом незаконным.
При сокращении работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор — как бессрочный, так и срочный, не дожидаясь окончания его срока, на основании части 1 статьи 42 Трудового кодекса.
При этом необходимо соблюсти определенные условия и порядок. Так, есть категории работников, сокращать которых нельзя: беременные женщины, матери с детьми до 3 лет, одинокие родители с детьми до 14 лет (или детьми с инвалидностью до 18 лет), а также несовершеннолетние без согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
Поэтому перед увольнением наниматель обязан убедиться, что сотруднику невозможно предложить другую работу (или работник не согласен на такой перевод) и что он не относится к защищенным категориям.
При выборе, кто останется, преимущество имеют те, у кого выше квалификация и производительность труда.
Если решение о сокращении законное, работодатель должен издать приказ и обосновать в нем причины сокращения, письменно предупредить работника, как правило, не менее чем за два месяца до увольнения (часть 3 статьи 43 ТК), если в организации есть профсоюз — уведомить его за две недели.
В период между предупреждением и увольнением сотрудник продолжает работать, уволить его до истечения срока предупреждения без его согласия нельзя (часть 7 статьи 43 ТК).
— На время между предупреждением и увольнением наниматель обязан при согласии работника предоставить ему один свободный день в неделю, чтобы человек смог найти себе подходящую работу, — обращает внимание Татьяна Ревинская.
Наниматель может с согласия работника заменить предупреждение компенсацией в размере двухмесячного среднего заработка. Такое предложение может быть сделано и после предупреждения. Тогда компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока (часть 5 статьи 43 ТК).
— А вот если работник сам предлагает расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения, то выплачивать ему компенсацию наниматель не обязан, — обращает внимание юрист.
Не позже дня увольнения наниматель обязан произвести с работником окончательный расчет: выплатить зарплату, отпускные и все положенные суммы.
Если же работник уверен, что никакого реального сокращения не было, можно обращаться в суд. Тогда проверят штатное расписание до и после сокращения, приказы, фонд заработной платы организации, изменение характера деятельности, объема работ и так далее. Суд будет выяснять, действительно ли произошло сокращение и соблюдал ли наниматель нормы трудового законодательства.
Наниматель имеет право изменять существенные условия труда сотрудника, но только по обоснованным производственным, организационным или экономическим причинам. Закон не дает точного определения этих причин, но к ним можно отнести, например, совершенствование рабочих мест после аттестации, изменение техники и технологии производства, структурную реорганизацию или внедрение новых форм организации труда.
В части 2 статьи 32 Трудового кодекса перечислено, что признается изменением существенных условий труда. К ним относятся, в частности:
Этот перечень не является исчерпывающим.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц (часть 3 статьи 32 ТК) и под роспись ознакомить с соответствующим приказом с указанием даты ознакомления. Сотрудник может согласиться или отказаться работать с изменившимися условиями.
Если согласие получено, изменения вступают в силу не ранее чем через месяц и вносятся в трудовой договор. Если работник отказывается, трудовой договор прекращается на основании пункта 5 части 2 статьи 35 ТК, при этом выплачивается выходное пособие — не менее двухнедельного среднего заработка.
— При увольнении работника по этим двум основаниям (сокращение или изменение существенных условий труда. — Прим. Onlíner) наниматель обязан соблюдать принцип обоснованности, в противном случае при разрешении спора в судебном порядке решение может быть принято в пользу работника, — резюмирует юрист.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by