В редакцию Onlíner написала минчанка Марина. В конце прошлого месяца она купила пальто с шерстью в составе за 340 рублей. На правый рукав пальто попали капли дождя, вследствие чего, рассказывает Марина, образовались пятна, похожие на жирные. Девушка попыталась сдать свою покупку как некачественный товар, но в магазине развели руками, сообщив, что ткань может менять цвет из-за воды и это не является браком.
«Направление ворса меняется от капель дождя, и пальто выглядит так, будто на нем жирные пятна. Я пришла так на работу, и за день пятна не просохли, обычной щеткой они не убираются. Все на работе в один голос мне сказали нести пальто обратно в магазин», — говорит Марина.
Марина так и поступила: вернулась в магазин, написала заявление на возврат денег. Пальто приняли и позже отправили на фабрику в отдел контроля качества. Через полторы недели вернули его Марине вместе с ответом: «В современных пальтовых тканях распространен эффект пятна после попадания водяных капель дождя на поверхность (особенно стекавших с купола зонта). <...> Деформация ворса легко устраняется при влажно-тепловой обработке». Дефекта производственного характера нет, и, соответственно, у магазина нет повода для возврата денег покупательнице.
«Если носить это пальто в сухую погоду, то вопросов нет. Но это же осень, всякое бывает, может и зонта не оказаться. Неприятно идти по улице, будто тебя жиром облили, — огорчается девушка. — Идти на экспертизу за неимоверные деньги у меня нет желания».
— Изделия из шерсти действительно требуют деликатного ухода ввиду особенности материала. Да, шерсть практически не мнется и долго остается чистой, но вот по отношению к воде есть нюансы. На самом изделии закреплена информация по уходу (об этом сообщила читательница Марина. — Прим. Onlíner), которой предусмотрено, что при попадании под дождь на поверхности ткани могут появляться участки примятого ворса в виде пятен, а также, что эти пятна устраняются путем использования утюга с паром и щетки, — говорит Иван Райкевич, юрист, специалист в области защиты прав потребителей.
Юрист объясняет, что информация о товарах, работах либо услугах в обязательном порядке должна содержать необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования ими (пп. 2.14 п. 2 ст. 7 закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»).
Возврат денег за товар возможен только в том случае, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о нем.
— Поскольку продавцом были соблюдены требования законодательства в части доведения до потребителя необходимой информации относительно ухода за изделием, а само изделие не является некачественным, содержит в себе информацию по уходу, то законных оснований для удовлетворения требований потребителя не имеется. Ответ магазина на заявление потребителя с отказом об удовлетворении требований о возврате правомерен, — считает юрист. Он поясняет, что, если Марина все же считает пальто некачественным товаром, у нее есть право на независимую экспертизу — причем как за счет магазина, так и за свой счет. Но если эксперт установит, что товар качественный, девушка будет должна возместить расходы на экспертизу.