Зачем банки хранят золото, сколько слитков в закромах Беларуси и как страны охраняют свои драгоценности? Наивные вопросы о золотой «заначке» стран

Автор: Таисия Воеводова
07 декабря 2021 в 8:00

В рубрике «Ликбез» продолжаем разубеждать вас в том, что экономика — это скучно и сложно. На этот раз речь пойдет о золотовалютных резервах стран, точнее, о той их части, которая состоит из чистого золота. Onlíner простыми словами объясняет, кто и почему начал хранить сбережения в золоте, у кого его больше всех, где лежат тонны слитков каждой страны и зачем вообще золотой запас, если его практически никогда не продают.

Что такое золотовалютные резервы и зачем они нужны?

Резервы страны — это совокупность наиболее ликвидных (то есть таких, которые можно использовать быстро) активов страны и золота. В состав резервов входят золотовалютные сбережения, государственные облигации, специальные права заимствования и так далее. ЗВР принято считать в долларах США — как наиболее стабильной и распространенной валюте.

Многие ошибочно считают, что ЗВР — это средства, оставленные на черный день, предназначенные для ликвидации стихийных бедствий, поднятия пенсий и зарплат в стране. На самом же деле это гарантия платежеспособности страны на международной арене. Основная функция таких запасов — поддержание стабильного курса собственной валюты страны. 

Как правило, курс валют зависит от ситуации на рынке: когда другие страны покупают наши товары — курс рубля укрепляется, а когда мы покупаем товары за рубежом — курс ослабляется. В сторону какой валюты качнулся спрос, туда качнется и курс.

Допустим, страна закупила за рубежом дорогостоящее оборудование, обменяв для этого за один день миллионы рублей на доллары. Это может резко качнуть рынок. Чтобы такая сделка не отразилась на курсах валют, Нацбанк предлагает рынку имеющиеся доллары из ЗВР. Если же пустить дело на самотек, люди и предприятия, заметив ослабление рубля, начнут покупать доллары, а чем выше спрос — тем выше цена.

Вторая функция ЗВР — защита от обменных спекуляций. Если народ считает, что впереди кризис, и рубль будет ослабевать к доллару, то велика вероятность, что люди начнут брать кредиты в рублях и покупать на них доллары, чтобы потом все выплатить и остаться в плюсе. Если все запустить, это может привести к краху денежной системы.

Можно ли жить вообще без денежных резервов?

Теоретически при плавающем курсе резервы стране вообще не нужны, потому что не нужно поддерживать курс и проводить валютные интервенции. Но жить совсем без «заначки» рискованно. Она может не пригодиться ни разу, но может и спасти в случае чего. Поэтому большинство стран заводят свою «кубышку».

Что касается Беларуси, без ЗВР экономика небольшой страны, связанной договорами импорта и экспорта, долго не протянет. Ежедневный оборот торгов по всем трем валютам у нас составляет около $45 миллионов. Если вдруг какой-нибудь промышленный гигант решит купить оборудование на несколько десятков миллионов долларов, то без интервенций Нацбанка курс рубля взлетит за один день на десятки процентов, а начавшаяся паника доведет дело до девальвации.

ЗВР — это 100-процентная страховка от обвала валют?

Нет, когда дело касается фундаментальных проблем в экономике, часто лучше сразу дать случиться девальвации, чем встретиться с ней потом без запасов. Так, 16 сентября 1992 года в Великобритании произошла «черная среда», когда курс фунта стерлинга резко обвалился. Одни экономисты связывают это со спекулятивной сделкой Джорджа Сороса, который несколько лет скупал фунты стерлингов небольшими партиями, а затем одномоментно продал через свой фонд около 5 млрд фунтов в обмен на 15 млрд немецких марок. Цена фунта полетела вниз, а обратная покупка подешевевших фунтов через день принесла финансисту не менее миллиарда долларов.

Финансист Джордж Сорос, который якобы обрушил денежную систему Британии. Фото: Jeff Ooi

Другие утверждают, что финансист тут вообще ни при чем: на тот момент немецкие марки были более выгодными для большинства инвесторов, в том числе для Сороса. Нацбанк страны делал валютные интервенции, но это было едва ли эффективнее, чем залепить открытый перелом пластырем.

Как бы то ни было, вскоре банк Британии просто прекратил тратить ЗВР впустую и был вынужден пойти на девальвацию фунта стерлингов.

Второй пример показывает, что иногда можно просто спустить ЗВР в трубу, не добившись ничего. Так, например, произошло в Украине, где долго держали фиксированный курс: 8 гривен за доллар. На это потратили около 20 млрд долларов из ЗВР, но лавину было не сдержать — и к 2014 году курс гривны все равно пошел на снижение.

Почему страны хранят золото? Скорее всего, по привычке: потратить его проблематично. Фото: Reurers

Почему страны все еще хранят золото?

Первая причина — так исторически сложилось. Долгое время именно золото и было фактическими деньгами. Металл ценен потому, что это реальный разменный товар, количество которого ограничено и особо не подвержено плесени и пожарам.

Однако с 70-х годов золото перестало быть синонимом денег, потому что страны перестали эмитировать деньги под золотой запас. Но тысячелетнюю привычку так просто не вытряхнуть.

Однажды главу Федеральной резервной системы США Бена Бернанке спросили, считает ли он золото деньгами. «Нет», — ответил председатель ФРС после некоторого колебания. «Почему же тогда центробанки держат золото?» — сразу прилетел вопрос. «Привычка», — ответил экономист.

Вторая причина — долгое время считалось, что золото служит хорошей защитой от инфляции. Но с приходом коронавируса оказалось, что это не так. Несмотря на золотые запасы США, инфляция в стране сейчас на максимуме с 1990 года, в Европе — за последние двадцать лет. Драгоценный металл в цене при этом не вырос.

У кого золотая «кубышка» больше?

На первом месте по запасу этого драгоценного металла уже полвека находятся Соединенные штаты Америки: 8,1 тысячи тонн золота (чуть меньше 79% от всех запасов страны).

Что примечательно, основы современного золотого резерва США были заложены в 1934 году, в самый разгар Великой депрессии. Причем не самым гуманным методом: власти не мелочились и просто издали указ о национализации всего золота. По документу люди и предприятия должны были сдать свое золото главному банку по твердой цене под страхом 10 лет тюрьмы. Спустя четыре года в распоряжении главного банка США было более 11 тысяч тонн золота.

Фото: Reuters

Частное владение золотом разрешили только спустя 40 лет, в 1974-м. С тех пор золотой резерв США не опускается ниже 8 тысяч тонн, одновременно обеспечивая платежеспособность и устойчивость доллара.

На втором месте по объемам золота в закромах — Германия, объем — 3,4 тыс. тонн золота (75% ЗВР), на третьем — Италия, имеющая в резерве 2,8 тыс. тонн золота.

Экономисты до сих пор спорят, как Германии удалось после войны и контрибуций закупить драгметалл в таких промышленных объемах. Ведь крупных месторождений на территории страны нет, а после войны в сейфах банков было пусто. Основная версия заключается в том, что это немецкое экономическое чудо, случившееся после войны. Вторая теория конспирологическая: это хорошо спрятанное золото нацистов достали из тайников.

Беларусь в рейтинге золотых запасов находится примерно посередине: в закромах страны в начале года лежало 43 тонны золота, что на начало года составляло 41% от общей суммы ЗВР. В переводе на килограммовые слитки, в нашем хранилище их около 43 тысяч.

Можно ли расплачиваться слитками за товары?

Да, но для большинства стран это бессмысленная затея. Как правило, металл составляет неприкосновенный запас, который страны начинают расходовать, когда дело совсем уже плохо. Расплачиваться караванами золота в эпоху электронных платежей — смешно и неудобно.

Тем не менее есть страны, торгующие именно своим золотым запасом, но пошли они на это из-за отсутствия альтернатив. Например, Иран стал расплачиваться за импорт золотом после того, как против страны ввели санкции. А Турция отдавала свое золото Ирану в обмен на нефть.

В 2018 году США ввели санкции, призванные блокировать операции Венесуэлы с ее золотым запасом, чтобы помешать правительству Мадуро «расхищать богатства» страны, банк Британии также отказался выдать хранившееся у него золото Венесуэлы. В расследовании The Wall Street Journal говорится, что после этого Мадуро все равно вывез золото на $300 млн двумя рейсами на российских чартерных лайнерах. Только в 2021 году страна продала более 30 тонн своего золотого запаса.

Фото: Reuters

Чем больше золота в копилке, тем лучше?

Совсем нет, от запасов золота вообще мало что зависит. Можно даже сказать, что чем меньше доля золота в ЗВР, тем лучше. Потому что золотом не заплатишь за товар или по долгам, для начала его придется все равно обменять на деньги.

Есть развитые страны, которые предпочитают не набивать золотом сейфы, и это не обязательно бедные африканские государства. Например, одна из самых высоких по уровню жизни стран — Ирландия — хранит в составе ЗВР примерно 4 тонны металла. Немного золота лежит в закромах Финляндии, Литвы, Люксембурга, Латвии и Чехии.

А вот золото в составе ЗВР Беларуси занимало на 1 ноября более трети (35%), и это скорее минус, чем плюс. Дело в том, что у страны много долгов в иностранной валюте, а в золоте долгов нет. Если однажды мы не сможем перекредитоваться у России и полезем в «заначку», все равно сначала потратим валюту из запасов, а потом станем продавать золото, чтобы обменять его на валюту.

Как говорят экономисты, «заначка» нужна не для того, чтобы ее тратить, а чтобы ее показывать.

Индийский бизнесмен Шанкар Кураде в маске из золота за 4000 долларов. Фото: Reuters/Stringer

Как и где хранится «кубышка» страны?

Золото в составе резервов страны называется монетарным. Оно может быть в виде слитков, монет или пластин с наивысшей чистотой — от 995 до 1000 пробы. Слитки должны соответствовать требованиям мирового стандарта Good Delivery.

Для хранения золотых слитков и помещения должны быть соответствующие: просторные, охраняемые, желательно в самой глубине страны, в идеале — поближе к военным базам. И желательно несколько.


У США 12 хранилищ для национальных резервов. Как ни странно, здесь же находится одно из самых охраняемых хранилищ мира — «Форт Нокс» в штате Кентукки. По сути, это неприступная крепость с ограждениями из колючей проволоки, толстенными бетонными стенами и основанием, суперчеткими видеокамерами и огромным штатом охраны. Дверь в хранилище может открыть только несколько человек после многоступенчатой аутентификации и набора пароля. Если что-то пошло не так — все двери сразу блокируются и включается тревога.

Кроме своего золота, США частично или полностью хранит золотые резервы около 60 стран, многие из которых переместили сюда свое богатство во время Второй мировой войны, спасая его от нацистов. Перемещать корабли золота обратно посчитали слишком трудозатратным, и США обязались хранить его бесплатно, взимая лишь комиссию за перемещение — 1,75 доллара за слиток. Чужое золото лежит в подземном хранилище ФРБ в Нью-Йорке, и туда пускают туристов.

Королева Елизавета в золотом хранилище банка Англии, 2012 год. Фото: Reuters

Золото из резервов Беларуси лежит в сейфе хранилища Нацбанка на улице Могилевской в Минске. Россия тоже хранит свое золото внутри страны: 75% золотых резервов находятся в центральном хранилище на улице Правды в Москве, остальные 25% разбросаны по 600 хранилищам страны.

Германия начала в 2013 году репатриацию золота из зарубежных стран и вернула свои резервы из банков США, Франции и Англии. Швейцария 70% своего золота хранит у себя в стране, остальное — в Канаде. Причем информация о том, где конкретно в Швейцарии хранится золотой запас, строго охраняется даже от правительства страны. Говорят, так безопаснее.

Беларуси хватит запасов на случай неприятностей? 

В 2007 году все наши ЗВР составляли менее 2 млрд долларов, максимум случился в 2012 году, когда в «заначке» страны оказалось около 10 млрд долларов. На 1 декабря 2021 года наши международные резервы составили 8,5 млрд долларов, что пока превышает план, поставленный на 1 января 2022 года, — не менее 6 млрд долларов. Причины этому две: один миллиард пришел в качестве помощи от МВФ в виде так называемых специальных прав заимствования (но лежит мертвым грузом, так как его фактически нельзя тратить), остальное — последствия «белорусского экономического чуда» из-за роста экспорта.

Самый критический показатель для ЗВР — это сумма двух месяцев импорта. Для Беларуси такой отметкой является примерно $5,3 миллиарда. Так что, даже несмотря на большие долги, запасы страны выше опасного уровня.


Благодарим за помощь в написании статьи старшего аналитика компании «Альпари Евразия» Вадима Иосуба.

Читайте также:


«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by