Спецпроект

Реалити Onlíner: эти люди ищут свою первую работу на ваших глазах. Как успехи?

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий
38 184
29 октября 2024 в 8:00

Продолжаем реалити-проект по поиску первой работы вместе с A1. Пора узнать, как дела у трех смельчаков, которые ищут ее публично под присмотром карьерных консультантов. В этом выпуске — «прожарка» резюме, первые результаты и новая пачка советов по поиску работы. 

Сделать поиск работы публичным решились трое. Первый наш герой, Алексей — второкурсник БГУИРа, который много где подрабатывал, а сейчас ищет работу, чтобы съехать от родителей во взрослую жизнь. Еще один Алексей — выпускник БГЭУ, который интересуется маркетинговыми исследованиями и хочет начать карьеру в этой сфере. Третья героиня, Виктория, выходит на рынок труда после долгих лет работы в Вооруженных силах. Направляют героев и объясняют нюансы найма Александра Хмелевская, карьерный консультант и HR Business Partner в IT-компании, и Марина Ильянова, HR Business Partner в компании A1.

Слева направо: Алексей из БГУИРа, консультанты Марина Ильянова и Александра Хмелевская, Виктория, Алексей из БГЭУ

Две недели назад герои получили общую «домашку»: составить резюме. С этим справились все — разбор будет чуть дальше. Спойлер: в резюме героев прокрались несколько неочевидных и популярных ошибок. Алексей из БГУИРа последние две недели плотно занимался учебой: дедлайны по курсовой не дремлют. Но и на поиски работы тоже время нашел: смотрел вакансии администраторов, актеров квест-комнат, бариста. А еще откликнулся на вечернюю подработку в кинотеатре — и прямо во время нашей беседы ему пришло приглашение: зовут пообщаться. Всего откликов у парня за это время было 15, из них 5 превратились в приглашения на собеседования.

— Конверсия откликов в собеседования 30% — это нормально. Тревогу нужно бить, если ноль, — замечает Александра.

По словам эксперта, в ситуации «Откликаюсь, а на собеседования не зовут» нужно смотреть, что не так с резюме и сопроводительным письмом. Еще один момент: откликами Алексей занимается чуть меньше двух недель — возможно, наниматели просто еще не все разобрали. Как отличить ситуацию «До меня еще не дошли» от «Меня точно отсеяли»?

— Условно, если вакансия висит больше двух недель и вам не отвечают, вероятно, уже набран пул кандидатов и из кого-то выбирают, — дает примерный ориентир консультант.

— Слышала, что наниматели могут устанавливать фильтр «Только с сопроводительным письмом». Насколько это частая история?

— В нашей компании мы не ставим такое ограничение, — говорит Марина Ильянова из A1.

— Это могут сделать только наниматели, которые очень богаты на кандидатов, — соглашается ее коллега.

По опыту наших экспертов, 80% откликов идут без сопроводительных писем. А там, где они есть, качество оставляет желать лучшего: «Здравствуйте, я Иван Иванов, как попасть к вам на собес?» Александра вспоминает одно забавное сопроводительное из своей практики, в котором кандидат написал: «Здравствуйте, я приду к вам на собеседование в красной рубашке с цветком, так что ждите меня». Спойлер: не пришел. Его не позвали, так как не подошел по навыкам.

Алексей спрашивает: как насчет уверенного креатива в сопроводительных? Например, «Со мной ваши продажи полетят вверх». Как раз что-то похожее он сейчас использовал в откликах.

— Для вакансии креативщика — окей, — считает HR. — Если вакансии стандартные, лучше все же показывать, какой результат ты можешь принести. Например, «Сделаю ×2 через внедрение новой воронки продаж». Сейчас уже прошла мода креативить.

Схема классного сопроводительного письма

По версии Марины

Кратко указать основные навыки и основные результаты из прошлого опыта работы, а если работы не было, то с учебы, практики, студенческих проектов.

По версии Александры

Несколько абзацев по два-три предложения. Первый — знакомство (кто я, на какую позицию откликаюсь, мой релевантный опыт). Второй — релевантные навыки. Третий — достижения или дополнительные навыки.

С сопроводительными письмами есть еще одна проблема: человек тратит время, пишет персонализированное в каждую компанию, а ему могут даже не ответить. Тут консультанты предлагают такой выход: сделать заготовку сопроводительного — навыки и достижения во всех письмах будут одинаковыми, а начало и конец каждого можно менять под новую вакансию.

Алексей из БГЭУ за последние две недели сдал экзамен в ГАИ, тоже занимался курсовой, заболел — «домашку» делал в последний момент. У него готово два резюме, он отправил два отклика на стажировки — они совсем свежие, так что ответов по ним пока нет.

Виктория тоже составила резюме, присмотрела 15 интересных для нее вакансий, но пока не откликалась.

— Молодцы! Все сделали резюме, справились, — хвалит героев Александра.

— Сейчас мы их посмотрим, — говорит Марина, и по комнате разносится нервный смех.

Разбираем резюме и популярные ошибки

Встреча пролетает быстро, за это время находится сразу несколько поводов для веселья. Во-первых, Алексею из БГУИРа случайно досталась кружка с надписью «Я программист». Во-вторых, по офису бегает собака — и пушистый отвлекающий фактор привлек внимание почти всех собравшихся. В-третьих, эксперты дошли до пункта «Навыки» в резюме первого Алексея и не смогли сдержать улыбку на пунктах «Позитивный настрой и сервис» и «Работа под давлением». Оказывается, так студент заменил привычные клиентоориентированность и стрессоустойчивость — в том числе с помощью чата GPT. Консультанты говорят, что так лучше не делать: на сайтах с вакансиями работодатели используют навыки как теги или ключевые слова. Получается, резюме с фразой «Позитивный сервис» может просто не попасть в руки того, кто ищет клиентоориентированного работника.

Как составить классное резюме? Советы и шаблоны карьерные консультанты дали в прошлый раз.

Следующая ошибка в резюме студента очень популярная: обязанности написаны обезличенно, а не от первого лица («выполнение», а не «выполнил»). Фишка такая: когда человек пишет от первого лица, у нанимателя появляется ощущение, что соискатель это действительно делал, а не списал из интернета. Еще Алексею нужно указать достижения: например, в каких именно съемках он участвовал. И разделить навыки, результаты и достижения — сейчас они смешаны. А еще — добавить фото и написать work experience (опыт работы) по-русски: лучше, чтобы в резюме везде был один язык. Просим консультантов оценить подачу информации в резюме первого Алексея — файл получает 6 баллов из 10.

— Если вы указываете в резюме какой-то навык, то должны быть готовы рассказать, когда и как его применяли, — наставляют HR-эксперты.

Первое, что хвалит Александра в резюме второго Алексея, — это фотография: молодой человек на ней в костюме, смотрит в камеру, на фоне нет ничего лишнего — и не важно, что снимку уже семь месяцев. Недостатки же резюме такие: не указан английский (а он, по словам парня, на уровне B2), не обозначены результаты, нет названия вуза, хромает верстка (например, везде разные тире).

— Когда нет опыта, в соответствующем разделе можно указать «Студент» и название университета, перечислить студенческие достижения, — советует эксперт.

Марина, в свою очередь, отмечает, что резюме Алексея составлено структурированно, с указанием всех контактных данных, он учел рекомендации и добавил свой учебный опыт, а также описал навыки.

Подача в резюме Алексея получает 8 баллов из 10.

Александра Хмелевская

Переходим к резюме Виктории. У нее многолетний опыт в органах пограничной службы, но не указаны должности: девушка не может их разглашать. Александра советует в поле должности написать NDA (non-disclosure agreement — соглашение о неразглашении), Марина рекомендует формулировку «госслужащий» — на случай, если специалисту по подбору в некоторых компаниях не знакомо понятие NDA.

Также консультант советует не указывать зарплатную вилку в резюме: это даст кандидату больше возможностей для торга.

Марина Ильянова

— Если это какие-то вакансии для подработки, я бы все-таки указывала желаемую зарплату, — добавляет Марина. Героине тоже нужно будет переписать резюме от первого лица, добавить пропущенные навыки, но в целом подача получает 8 баллов из 10.


«Домашка» ребят — поправить резюме и активно откликаться, подготовиться к собеседованиям, по возможности сходить пообщаться. А мы встретимся тем же составом через две недели и подведем итоги проекта и месяца поисков.

Кликайте, чтобы подбодрить героев
314 человек уже сделали свой выбор!

Напоследок по традиции устраиваем HR-экспертам блиц.

Как подготовиться к собеседованию, если на это есть всего один день?

Александра Хмелевская рекомендует:

  1. Не паниковать.
  2. Поискать информацию о компании, чтобы иметь представление, куда вы собеседуетесь.
  3. Перечитать описание вакансии, подумать и даже выписать себе ответы на вопрос «Почему я подхожу на эту должность и соответствую ее требованиям?».
  4. Подготовить самопрезентацию (рассказ о себе), достаточно на две-три минуты. Делать можно по такой схеме: кто я? какой у меня опыт? какие у меня компетенции? почему я откликаюсь на эту позицию?
  5. Погуглить, какие вопросы чаще всего задают на собеседованиях, и подготовить ответы.
  6. Подготовить вопросы для работодателя.

Александра Хмелевская
Лайфхаки для уверенности на собеседовании
  1. Текст самопрезентации можно составить на листочке, а потом несколько раз отрепетировать перед зеркалом.
  2. Все нужное можно написать в заметках в телефоне и использовать на собеседовании — так получится не упустить что-то важное от волнения.

Марина Ильянова советует:

  1. Обязательно изучите информацию о компании на сайте и в социальных сетях.
  2. Внимательно прочитайте описание вакансии и подумайте, какие ваши навыки и опыт будут релевантны этим требованиям.
  3. Продумайте ответы на типичные вопросы, которые могут задать на собеседовании.
  4. Прорепетируйте вашу речь о себе на две-три минуты. Подумайте: что после нее у вас могут уточнить? что вы ответите?
  5. Зафиксируйте список вопросов для потенциального работодателя — так получится не забыть все, что вас интересует.
  6. Обязательно выспитесь перед собеседованием, не волнуйтесь и помните: оценивает не только наниматель вас, но и вы — компанию. Собеседование — это хорошая возможность понять, насколько вы совпадаете.

Каких каверзных вопросов ждать от нанимателей и как правильно на них отвечать?

Мнение Александры:

Едва ли у работодателя есть цель «усложнить жизнь кандидату», так что ему вряд ли будут задавать каверзные вопросы — скорее возникают моменты, в которых соискатели теряются.

  • Расскажите о релевантном этой позиции опыте. Если опыта нет, можно рассказать о навыках из обучений, практик и стажировок. Если и таких нет, важно отметить, что вы готовы развиваться и получать их.
  • Какие факторы для вас первоочередные при выборе компании и поиске работы. Часто кандидаты дают ответ, который считают социально ожидаемым (к примеру, интересные задачи, хороший коллектив, развитие) и боятся называть какой-то другой, важный для них фактор (например, доход). Не стоит бояться, если для вас это действительно важно: у каждого свои обстоятельства. Зато потом не будет неприятных сюрпризов.
  • Как вы поступите в такой-то ситуации. Обычно кейсовые вопросы вводят кандидатов в ступор, и они сразу хотят сказать: «Не знаю». Лучше так не делать, а пару минут подумать и предложить любые пришедшие в голову варианты. Таким образом вы покажете, что готовы искать решение, если оно не очевидно.
  • Почему решили развиваться в этой сфере. Если и такой вопрос вызывает ступор, лучше взять минуту на размышление. Правильного или неправильного варианта тут нет, самый лучший ответ — честный.
  • Есть ли у вас ожидания от компании как от работодателя. Как правило, все молчат или говорят, что ожиданий нет. Тут тоже нет верного ответа, но лучше перед собеседованием подумать: что я хочу получить от работы в этой компании?

Взгляд Марины:

У всех разное восприятие: для кого-то вопрос будет каверзным, а для кого-то — совершенно обычным. Вот несколько возможных примеров.

  • Почему вы хотите работать именно в этой компании. В ответе покажите, что вы заинтересованы работать именно здесь, — помогут изученная перед собеседованием информация о компании, знание ее целей и миссии.

Марина Ильянова
  • Какие у вас слабые стороны. Продумайте несколько качеств, которые не будут критично влиять на работу на этой позиции. Важно обозначить, как вы с ними работаете. Например, вы собеседуетесь на позицию специалиста по продажам, а ваша слабая сторона — недостаток опыта публичных выступлений. Можете рассказать нанимателю, что тренируетесь выступать перед зеркалом или друзьями, планируете записаться на курсы.
  • Что мотивирует вас в работе. В ответ можно поделиться своими ценностями, которые совпадают с ценностями и миссией компании. Например, вы идете на позицию специалиста по работе с клиентами, тогда можете сказать, что вам важна команда, которая ориентируется на клиента и стремится улучшать качество обслуживания.
  • Самый важный для вас критерий при выборе работы. Не обозначайте, что заработная плата — это ваш главный критерий. Конечно, это важный момент, но, когда вы только начинаете свой карьерный путь, более ценна возможность получить опыт и расширить свои знания, на чем и стоит акцентировать внимание потенциального работодателя.


Партнер проекта — A1

Работа в компании A1 — это удачный и легкий старт для вашей карьеры! Наша большая команда предлагает бесплатное обучение профессии, поддержку опытных руководителей и коллег, а также доступ к программам обучения и развития сотрудников.

С чего можно начать:

  • Специалист по активным продажам.
  • Специалист по работе с клиентами.
  • Специалист по продажам услуг по телефону.

Выберите направление для старта своей карьеры, откликайтесь на интересные вам вакансии и проходите путь от новичка до профи в A1!

Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «А1», УНП 101528843.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by