Спецпроект

В реалити с поиском работы — первый оффер. Кто нашел работу и чем закончился проект?

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
7248
15 ноября 2024 в 8:00

Трое наших героев решились искать первое место работы публично под присмотром карьерных консультантов. Сегодня мы расскажем про их первые отказы, грабли, на которые они наступили, и, главное, найденную работу. Пачка свежих советов от экспертов для тех, кто в поиске прямо сейчас, тоже наготове. Ну а реалити-проект по поиску первой работы, который мы делаем с компанией A1, подходит к концу.

Напомним, наш первый герой — Алексей, второкурсник БГУИРа с богатым опытом мелких подработок и большим желанием найти работу, которая позволит ему съехать от родителей во взрослую жизнь. Еще один Алексей оканчивает БГЭУ и планирует начать свой путь в маркетинге. Третья героиня — Виктория — много лет трудилась в Вооруженных силах, а сейчас ищет новую сферу и работу. В роли гидов по миру нанимателей выступают Александра Хмелевская, карьерный консультант и HR Business Partner в IT-компании, и Марина Ильянова, HR Business Partner в компании A1.

Слева направо: Алексей из БГЭУ, консультанты Александра Хмелевская и Марина Ильянова, Виктория и Алексей из БГУИРа

Алексей из БГЭУ за последние две недели справился с простудой и начал составлять список компаний, которым могут быть интересны маркетинговые исследования, — это была часть его «домашки». Парень уже определил интересные для себя индустрии: маркетинг одежды оказался ему не близок, а вот общепит и велнес — вполне. Алексей все еще ждет ответ от одной из пивоваренных компаний, куда он отправлял отклик на стажировку (должен прийти уже после нашей встречи). На собеседования молодой человек пока не ходил, но откликнулся еще на десятку стартовых позиций в маркетинге. Пришло два отказа, еще две компании перезвонили — такую конверсию HR-эксперт Александра Хмелевская называет хорошей.

Парня пока сбивают с толку моменты, когда в общении с нанимателями что-то идет не по продуманному плану. Например, компания перезванивает, а Алексей прямо сейчас не может разговаривать. Александра говорит, что это не страшно: можно перезвонить в более удобный момент.

У Виктории в прошлые две недели эффективно сработало сарафанное радио: поступали предложения работы от друзей и знакомых. Среди них даже была руководящая должность — начальника отдела кадров, но девушка оценила свои силы и отказалась. Еще она отправила заявку в ту же программу стажировок, что и Алексей, — на рекрутера и экскурсовода в музей одной из пивоваренных компаний. И откликнулась на одну вакансию — все остальные интересные, отложенные девушкой «в избранное», уже оказались закрыты.

Алексей, который учится на втором курсе БГУИРа, активно провел две недели: договорился о собеседованиях на должность продавца-билетера в кинотеатр и на позицию администратора в одну из сетевых пиццерий, менеджера по работе с клиентами. Успел пообщаться только по первой вакансии — там было собеседование в два этапа, в итоге кинотеатр предложил молодому человеку работу. Вот он, первый оффер! Консультанты встречают его громким «Ура!». Эту работу парень сможет совмещать с учебой, но предложение пока не принял, так как уже договорился о других собеседованиях.

— Пригодились советы, которые давали консультанты?

— Да. Например, я интересовался на собеседовании, как проходит день на моей позиции.

Что героям делать дальше

Мы переходим к резюме ребят, у которых пока нет работы. Алексею нужно поправить пару деталей: изменить формулировку в разделе «О себе», структурировать поле «Контакты». А вообще, подача информации получает по 9 баллов из 10 от всех консультантов.

Виктории тоже нужно поправить отдельные моменты: объединить два списка навыков в один, убрать из него шаблонные пункты вроде «Ответственность», а вот свежие вроде «Креативность для реализации проектов» — оставить, переименовать «Достижения» в «Результаты», убрать незаметную на первый взгляд орфографическую ошибку в слове Exel и обязательно написать желаемую должность в шапке резюме.

Виктория объясняет: оставила это поле пустым, потому что в HR-сфере много позиций, называются они по-разному. Она указывала, на какую вакансию откликается, в сопроводительном письме.

Александра такой подход критикует: у рекрутеров резюме много, а времени на их просмотр мало, всех кандидатов нужно быстро рассортировать. Резюме девушки на этот раз получает от наших экспертов по 8 баллов из 10.

Теперь дело за откликами на вакансии — этим героине предстоит заняться уже за пределами нашего реалити.

Алексею из БГЭУ HR-эксперты советуют продублировать отклик на стажировку еще и на сайте компании, обязательно с сопроводительным письмом — в нем написать, почему хочется работать в этой компании и какой опыт в маркетинге уже есть. Также нужно доделать список интересующих компаний — посмотреть, вдруг там открыты подходящие вакансии. Если нет, писать в компании самому, то есть заниматься «холодным» поиском. И быть проактивным, больше откликаться на вакансии в открытом доступе.

Марина рекомендует Алексею не расстраиваться, если какая-то компания не отвечает, и объясняет: чем больше откликов, тем выше шансы на положительный ответ.

Наниматели иногда отказывают кандидатам с формулировкой вроде «Рассмотрим ваше резюме, если появятся новые вакансии». Но есть ли вообще шансы, что к человеку потом действительно вернутся? Этот животрепещущий вопрос мы направляем представителю крупного работодателя.

— Мы либо общаемся с человеком хотя бы по телефону, либо отказываем без сохранения в базе. Если пообщались и даем обратную связь, что вернемся, значит, действительно вернемся, если появятся вакансии, соответствующие его опыту, — приоткрывает закулисье Марина Ильянова из A1.

Как отвечать в сложных ситуациях

За время поиска работы наши герои столкнулись с двумя сложными ситуациями. Просим консультантов подсказать, что делать.

1. Одна компания зовет на работу, а хочется еще посмотреть условия в других.

Корректным будет такой ответ:

«Я рассматриваю еще несколько предложений и хотел бы пообщаться со всеми компаниями. Давайте договоримся на такую-то дату ответа».

При этом нормальный срок ожидания ответа — до недели. Ждать кандидата месяц компания вряд ли сможет, если только он не руководитель топового уровня.

2. Звонят из компании, но в разговоре не сообщают, из какой.

Консультанты уверены, что это моветон со стороны работодателя, и нормально прямо попросить собеседника:

«Представьтесь, пожалуйста».

Вспоминаем нашумевшую в LinkedIn историю, когда человек после предложения о работе захотел бо́льшую зарплату, а оффер вообще отозвали. Марина говорит, что сталкивалась с ситуациями, когда после оффера кандидат просил другую сумму, и тогда события могли развиваться так:

  1. Человеку отвечали отказом, так как уже предложили весь заложенный на позицию бюджет, напоминали про пакет бенефитов.
  2. Бюджет пересматривали — шансы на это выше, если компания ищет редкого специалиста или управленца высокого уровня.

Но возможность со старта попросить прибавку к зарплате и не оттолкнуть работодателя наглостью все же есть.

— Можно сказать «Я все-таки рассчитывал на сумму выше, понимаю, что у меня есть определенные потребности» или «На прошлом месте работы я получал вот столько, и зарплата для меня — это тоже важный критерий при выборе работы». Говорить нужно без агрессии, отметить, что интересны эта компания и ее задачи. Еще можно уточнить, какая зарплата будет после испытательного срока и как часто здесь принято ее пересматривать, — рекомендует Марина.

Марина Ильянова

Александра Хмелевская поясняет, что есть два подхода к пониманию оффера:

  1. Кандидат впервые видит зарплату в оффере, и тогда «торговаться» — это нормально.
  2. В оффере указаны финальные условия, к которым стороны пришли на переговорах. Тогда кандидату придется объяснить, почему он резко передумал и хочет зарплату выше, чем запрашивал на собеседовании.

Как консультанты оценивают прогресс ребят

Просим консультантов прокомментировать истории героев. Начинаем с Алексея из БГУИРа.

— Я считаю, что у нас с Лешей все получилось на 100 из 100. Была цель найти подработку с гибким графиком — ее и нашли. У нас было достаточно откликов и приглашений, молодец! — хвалит парня Александра.

Александра Хмелевская

— Я сначала думала, что будет сложно из-за того, что ты не определился со сферой, но ты и резюме подготовил, и исправил ошибки, о которых мы говорили. Оффер — это супер, ты большой молодец. Я уверена, у тебя все получится. И конечно, откликайся в A1, мы тебя позовем, — с улыбкой добавляет Марина.

Переходим к результатам Алексея из БГЭУ за месяц публичных поисков работы.

— Мы искали основное место работы в определенной нише маркетинга, изначально закладывали на поиск больше времени, чем месяц. Готово хорошее резюме, выбрано направление, поэтому я считаю, что наши цели и задачи выполнены. Хочу пожелать нашему герою больше инициативности и меньше страха. Вы с работодателем находитесь на равных условиях: вам есть что предложить друг другу. Так что дерзай и системно занимайся поиском работы каждый день. Надо нарабатывать опыт поиска, ходить на собеседования и не воротить носом лишний раз, — напутствует Александра.

— В сравнении с первой встречей я вижу, что ты стал активнее. Здорово, что уже определена сфера. Тоже желаю больше уверенности в себе, а еще — не сомневаться на этапе отклика: даже если что-то не получится, будет опыт. Неудачное собеседование лучше, чем тренировка перед зеркалом. Я уверена, что все получится, — подбадривает Марина.

Теперь слушаем, что консультанты скажут Виктории.

— Мы сделали хорошее резюме, определили направление, в котором хочется двигаться, немного поработали с синдромом самозванца. Я считаю, что наши цели достигнуты, так как Вика не была в активном поиске работы, о чем нам честно и сказала. Спасибо за честность: если бы поиск работы был активным, мы бы не понимали, что сделали не так. Хочу пожелать больше взаимодействовать с компаниями, тренировать навык общения, чтобы этот опыт помог, когда найдется работа мечты. Рассмотри позиции в крупных компаниях: там, как правило, готовы учить. А еще круто, что сработало сарафанное радио, — с улыбкой подытоживает Александра.

— Я бы продолжила поиск и походила на собеседования: мне кажется, это будет полезно и подготовит тебя к активной фазе поиска работы. В целом я тоже думаю, что поставленных целей мы достигли, — соглашается Марина.


На прощание устраиваем HR-экспертам полезный блиц.

Что говорить и не говорить на собеседовании?

Александра Хмелевская советует:

— Хочу напомнить схему для классной самопрезентации: кто я? почему я достаточно квалифицирован(а) для этой работы? какие у меня есть навыки? какие результаты? почему я здесь, чем меня привлекли вакансия и компания?

Еще на собеседовании пригодятся подготовленные вопросы для работодателя.

А вот список того, чего не стоит делать, рассказывая о себе:

  • Пересказывать свое резюме.
  • Отвечать одним предложением.
  • Рассказывать, сколько вам лет, откуда вы родом, какая у вас семья.
  • Говорить о том, что вы хотите от компании (какая будет зарплата? будет ли медстраховка?), не успев сказать, что вы можете дать ей.
  • Рассказывать о своем хобби.
  • Скромничать.
  • Читать с листа.

Марина Ильянова считает:

— Обязательно нужно обозначить ваши сильные стороны с конкретными примерами, навыки и опыт, которые соответствуют требованиям к вакансии. Если предыдущего опыта работы нет или его мало, рассказывайте о своих достижениях и результатах на учебе, практике или стажировке.

Сделайте акцент на готовности к обучению и открытости к новому опыту. Например, если вы ищете работу в сфере продаж, расскажите о том, что проходили курсы или смотрели ролики по техникам продаж и готовы разобраться в продуктах/услугах компании.

А вот несколько «не»:

  • Не рассказывайте о своих личных проблемах, которые не касаются работы.
  • Не затрагивайте нерелевантные темы вроде религии или здоровья.
  • Не говорите, что зарплата — это главный критерий при выборе работы: когда вы только начинаете свой карьерный путь, более ценна возможность получить опыт и расширить свои знания, на этом и стоит акцентировать внимание потенциального работодателя.
  • Не жалуйтесь на предыдущих работодателей или руководителей стажировки/практики, лучше говорить о положительных аспектах.

Как на собеседовании говорить о деньгах? Какие ошибки часто допускают люди?

Советы Александры:

  • Говорить о деньгах стоит в формате диалога и переговоров. Если хотите определенную сумму, нужно продать свои результаты и навыки, соответствующие этим деньгам.
  • Если рекрутер не затронул тему денег, поднимите ее сами: «Какая зарплатная вилка предлагается специалисту моего уровня с такими-то навыками и результатами?»
  • Если деньги — это важный для вас критерий, не стесняйтесь спрашивать о пересмотре зарплаты и системе бонусов.
  • Лучше все цифры прописывать, а не только обсуждать устно.

А эти пять ошибок в вопросе зарплаты, по моему мнению, кандидаты допускают чаще всего:

  1. Скромничают и боятся общаться на эту тему.
  2. Не понимают, сколько их навыки стоят на рынке, говорят о необоснованно высоких ожиданиях по зарплате, особенно это касается молодых специалистов без опыта.
  3. Не могут объяснить, в связи с чем просят ту или иную зарплату, не продают свои навыки.
  4. Сравнивают желаемую зарплату с зарплатой знакомых и опираются на это на собеседовании.
  5. Не уточняют, как определяется уровень заработной платы и как можно ее повышать.

Мнение Марины:

  • До собеседования узнайте, сколько ваши навыки стоят на рынке. Можно посмотреть аналогичные вакансии в разных компаниях, «нащупать» примерную вилку в процессе поиска работы. Такая подготовка поможет запрашивать адекватную зарплату.
  • Не задавайте вопрос о зарплате в первую очередь. Да, это важный момент, но, если начать с него, это может оттолкнуть работодателя. Дайте рекрутеру возможность рассказать все о компании, а потом уточняйте условия оплаты.
  • Обсуждая вопрос зарплаты, проявляйте гибкость: допустим, оплата вас не совсем устраивает, но плюс 10% к окладу могут компенсировать страховка, скидка на спортзал или обучение за счет компании.
  • Назвать высокую цифру и не суметь ее обосновать — популярная ошибка в зарплатных переговорах.
  • При поиске первой работы лучше ориентироваться на интересные задачи, компанию и сферу, где хочется развиваться.


Партнер проекта — A1

Работа в компании A1 — это удачный и легкий старт для вашей карьеры! Наша большая команда предлагает бесплатное обучение профессии, поддержку опытных руководителей и коллег, а также доступ к программам обучения и развития сотрудников.

С чего можно начать:

  • Специалист по активным продажам.
  • Специалист по работе с клиентами.
  • Специалист по продажам услуг по телефону.

Выберите направление для старта своей карьеры, откликайтесь на интересные вам вакансии и проходите путь от новичка до профи в A1!

Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «A1», УНП 101528843.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by