Недавно основательницу онлайн-тренингов «Марафон желаний» Елену Блиновскую признали банкротом. До этого ее обвинили в ряде финансовых махинаций. Мы же решили вспомнить, как женщина зарабатывала свои миллионы, обещая людям воплотить их мечты в реальность. Очевидно, она была далеко не единственной, кто сделал бизнес на грезах других людей о счастье и богатстве. Были и другие личности, которые называли себя коучами, но в народе получили определение «инфоцыгане».
В августе 2021 года Елена Блиновская, по ее же словам, потратила на празднование своего 40-летия 119 млн российских рублей (более $1,1 млн). Спустя три с небольшим года женщина находится в СИЗО в статусе банкрота, а ее долг перед государством составляет 1,4 млрд. Каким был ее путь?
Блиновская родилась в поселке Опарино Кировской области России в семье водителя и бухгалтера. До 2018 года жила в Ярославле, где окончила университет и вышла замуж. Затем в ее жизни случился переезд в Москву. Тогда Елена уже делилась в Instagram знаниями о том, как стать счастливым, куда «посылать запрос» и как правильно загадывать желания.
Как рассказывала сама Блиновская, сначала она проводила «марафоны желаний» для подруг ради развлечения, но потом решила предложить практику своим подписчикам в качестве тренинга. На первый пришло лишь 50 человек. Но после вложений в рекламу блог стал активно развиваться, и на онлайн-марафоны являлись тысячи людей. По подсчетам Forbes, к 2021 году тренинги прошло около 150 тыс. человек.
Суть марафонов от Блиновской построена на смеси поп-психологии, астрологии и эзотерики. Онлайн-тренинг всегда стартовал в первые лунные сутки. Участник вступал в закрытый чат в WhatsApp или Telegram, куда кураторы присылали заранее записанные Еленой голосовые сообщения с указаниями, что нужно делать.
Центральное задание — составить список из десяти желаний. А чтобы они исполнились, нужно выполнить ряд практик, в основном абстрактных:
В финале марафона нужно было поместить список с желаниями в воздушный шарик и отпустить в небо. Все это, по словам коуча, должно было помочь направить «верный сигнал во вселенную», и все желания сбудутся.
Первая неделя «Марафона желаний» была бесплатной, а затем просили плату: 2000 российских рублей ($19) за тариф без обратной связи, 4000 ($39) за тариф с поддержкой и 200 000 (более $1900) за личные консультации Елены (по расценкам на 2022 год). Впоследствии, помимо тренинга по исполнению желаний, были запущены курсы «Предназначение», «Отношения», «Свидание с телом» и «Про дружбу».
На таких обучениях тренеру личностного роста — так Блиновская называла сама себя — удавалось зарабатывать большие деньги. Конкретных сумм она не озвучивала, но масштабы можно представить по косвенным признакам. Например, по тому самому празднованию 40-летия, которое женщина отметила с особым размахом. Ведущими были Иван Ургант и Ксения Собчак, выступали группа «Звери», Филипп Киркоров, Светлана Лобода, Jah Khalib и другие. После праздника Елена выкладывала в Instagram смету почти на 119 млн рублей (более $1,1 млн), а затем и вовсе называлась сумма 200 млн (более $1,9 млн).
Однако во взаимоотношениях вселенной и коуча что-то нарушилось, и начиная с 2023 года на женщину обрушились неприятности. Двадцать третьего апреля того года ее задержали на пограничном пункте в Смоленской области при попытке въехать в Беларусь. Елене предъявили обвинение в неуплате налогов на сумму свыше 918 млн российских рублей ($9 млн). Суд отправил Блиновскую под домашний арест.
В конце года основательница марафонов устроила новогоднюю вечеринку в своем доме в Подмосковье, где, как утверждало следствие, общалась со свидетелем по ее делу, что запрещено. После этого женщину перевели в СИЗО.
Тринадцатого ноября 2024 года Елену Блиновскую признали банкротом и в течение шести месяцев будут распродавать ее имущество и недвижимость. Кроме того, при аресте и отправке в изолятор на коуча завели еще одно уголовное дело — по статье о неправомерном обороте средств платежей. Теперь ей грозит до 16 лет колонии.
Герои этой истории Петр Осипов и Михаил Дашкиев — два приятеля родом из Чебоксар. К 2010 году у парней уже был предпринимательский опыт: Осипов продавал дополнительное образование для школьников и развивал себя в ораторском мастерстве, а Дашкиев успел запустить маркетинговое агентство и магазин энергосберегающих ламп. Обоим парням тогда было по 23—24 года.
Молодым предпринимателям не терпелось поделиться с миром своими знаниями, и они организовали мастер-класс для студентов, который назвали «Бизнес и молодость». На мероприятии дуэт за 5000 российских рублей (почти $50) продавал несуществующий на тот момент «клуб для тех, кто интересуется саморазвитием». Аудиторией в основном были молодые ребята 18—21 года, «которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».
Тренинги стали регулярными, коучи рассказывали про навыки публичных выступлений и постановку целей, учили искать ниши, создавать сайты и настраивать рекламу в интернете. Клиентов привлекали через социальные сети и контекстную рекламу, используя агрессивный маркетинг.
Свежий и нескучный подход к подаче информации многим понравился, и «Бизнес Молодость» стала стремительно расти. По данным Forbes, компания Осипова и Дашкиева за 2015 год смогла выручить 200 млн российских рублей (более $1,9 млн), в 2016-м они заработали 607 млн ($6 млн), а в 2018-м — более 1 млрд ($9,9 млн). При этом чистая прибыль по сравнению с выручкой была относительно небольшой — 70 млн ($0,69 млн) при миллиардном обороте.
Репутация бренда с самого начала была неоднозначной. В отзывах часто критиковали «БМ» за отсутствие уникального продукта и информацию, которая написана в базовых книгах по бизнесу и личностному росту. Другие хвалили опыт тренингов за мотивацию и новые знакомства.
Психотерапевт Глеб Багрянцев так описывал суть обучений Осипова и Дашкиева: «Они торгуют эмоциями — драйвом, эйфорией, вдохновением — тем, что хочется переживать снова и снова. Базовый принцип — поменьше размышлений, побольше эмоций».
Эту мысль подтверждали и участники тренингов. Например, так описывали свой опыт супруги Анна и Роман Фирсовы: «Несмотря на то что курс „Миллион за сто“ не принес теоретических знаний, мы были довольны эмоциональным всплеском и новыми знакомствами, поэтому решились поучаствовать в VIP-обучении стоимостью 1 млн рублей ($9,9 тыс.) с каждого. В итоге все, что у нас было, — это несколько встреч с Петром и несколько занятий по цигуну и боксу. Мы формулировали и переформулировали цели, говорили про чакры, Петя пытался учить всех строить отношения в семье и воспитывать детей». Вернуть деньги за тренинг в бизнес-школе отказались.
В 2018 году между основателями компании начались разногласия, которые привели к уходу Михаила Дашкиева из «БМ». После этого прибыль компании стала сильно снижаться, появились первые убытки. К тому же бизнес-коучи столкнулись с конкуренцией проекта «Like Центр», который создал выпускник «Бизнес Молодости» Аяз Шабутдинов.
В итоге 15 августа 2020 года Петр Осипов сообщил на своей странице в Instagram о закрытии компании. Сейчас он продолжает продавать курсы самостоятельно. Заявляется, что тренинг Осипова «Метаморфозы» «для тех, кто готов реализовать свои цели через удовольствие и развитие своих качеств». Михаил Дашкиев тоже продолжает заниматься «инфобизнесом», развивая личный бренд. Его главный проект «Нечто» позиционируется как «образовательное развивающее сообщество для предпринимателей».
Эта история плавно вытекает из предыдущей, ведь ее герой, по сообщениям СМИ, учился на тренингах «Бизнес Молодости». И настолько впитал все догмы Осипова и Дашкиева, что превзошел учителей в их же сфере деятельности.
До карьеры в инфобизнесе Аяз Шабутдинов владел сетью мини-кофеен и хостелов. В публичном пространстве он создавал образ успешного бизнесмена, который поднялся с самого низа и достиг больших высот в молодом возрасте. В 2015 году парень основал «Like Центр» — «технологическую образовательную компанию для предпринимателей» (так проект описывается на личном сайте бизнес-коуча). Обучение в виде онлайн-вебинаров и офлайн-тренингов предлагалось купить «тем, кто хочет запустить бизнес, но не знает, с чего начать, и намерен выйти на доход от миллиона рублей (от $9,9 тыс.) в месяц».
Вот как описывала свой опыт одна из участниц тренинга: «Аяз скопировал всю систему с „Бизнес Молодости“, рассказывает очевидные вещи: про нишу, цели, лендинг, рекламу, конверсию и так далее, — преподнося это как бизнес-советы. Помимо всего прочего, на курсах постоянно идет психологическое давление: громкая музыка, прохладное помещение, отсутствие еды и воды (но много кофе), танцы, обнимашки и так далее. Главная цель — расшатать ваше эмоциональное состояние, чтобы более основательно втирать вам всякую дичь и продать остальные курсы».
Для обучения привлекались предприниматели с якобы прибыльными бизнесами, которые успешно отучились в «Like Центре». Однако зачастую их истории, по сообщениям российских СМИ, выглядели очень сомнительно, а проверить подлинность было невозможно.
Курсы Аяза Шабутдинова критиковали не только за поверхностную информацию и психологическое воздействие, но и за сомнительные советы. Например, людям, не имеющим денег на дорогостоящее обучение, рекомендовали взять кредит на себя или родственников. А на возражения коуч мог отвечать раздраженно и грубо: «Ребята, сами вы х**ня, вы просто не в теме».
В 2023 году восемь человек, которые приобрели продукты в «Like Центре», подали на предпринимателя в суд с обвинениями в мошенничестве. Третьего ноября Шабутдинова задержали и отправили в СИЗО, где он находится по сей день. «Инфобизнесмену» грозит до 10 лет колонии. Свою вину он не признает.
У всех этих гуру несложно заметить общие черты: дают нереалистичные обещания, опираются на эмоции и психологические манипуляции, создают культ собственной личности, показывают успешные кейсы и отзывы. Но лучшее, что они умеют на самом деле, — это продавать свой продукт.
Психотерапевты, описывая подход «Бизнес Молодости», емко сформулировали принципы, которые относятся к большинству «коучей» такого рода: «Подобным явлениям уже не одна тысяча лет: они постулируют, что есть особое состояние, которое необходимо для достижения богатства. И для богатства главное — это достичь этого состояния, а не учиться, заводить связи и набивать шишки. Поэтому это больше всего напоминает религиозную секту, только в качестве идола там выступают „успешный успех“, богатство и красивая жизнь. Как и любая секта, они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одна из базовых потребностей нашей психики».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by