14 апреля 2023 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: носят иллюстративный характер

«Сломал дверь, а клиентов просил зайти через окно». Белорусы рассказывают, как «косячили» на работе и что им за это было

Автор: Артем Беговский. Фото: носят иллюстративный характер

Работа — это ответственность и дисциплина, но даже самые усердные сотрудники могут совершить ошибку. Как говорится, не «косячит» только тот, кто не работает. А вот как не лишиться своей должности и избавиться от стресса, рассказывают белорусы, которые попали в, казалось бы, патовую ситуацию. В этом материале вы узнаете, как они выкручивались из трудных обстоятельств и что делать всем нам, если проблемы становятся систематическими, а выговоры копятся один за другим.

Сказала боссу, что в Англию можно въехать по шенгену. Выжила

Однажды, в далеком 2003 году, когда кнопочные телефоны были на пике популярности, а интернет по домашней телефонной линии еще только набирал обороты, Юлия работала личным помощником главы одной из спортивных федераций. Название федерации, как и имя самой героини, мы вам не скажем, сохраним некоторую интригу.

— Я была личным помощником, тогда это еще называлось «секретарь». После соревнований в Германии у моего босса возникла идея использовать остаток дней по визе и увидеть немного сверх программы. Для посещения он выбрал Париж, а уже там у него возникло желание посмотреть хоть денек еще и на Лондон. Жилье он не бронировал, и я понятия не имела, что он собрался туда ехать.

В то время не было гугления, адекватной мобильной связи и шенгенских виз, поэтому, когда мне от босса пришло SMS с вопросом «Входит ли Англия в Шенген?», я, полагаясь на свою память и чутье, ответила: «Да, входит». Если бы я только знала, что он действительно собирается в Англию, то не стала бы так спешить с ответом.

В результате на границе босс получил отказ во въезде и впал в ярость — это героиня узнала уже от его попутчиков. Но звонить и разбираться с помощницей он не стал. Выждал какое-то время и… остыл.

— Отреагировал на границе он, конечно, бурно, как рассказывали мне его попутчики. Особенно жутким в то время казался штамп в паспорте с отказом во въезде в Англию. Но деваться было некуда, потому что развернуться в тоннеле под Ла-Маншем невозможно. Он был настолько в бешенстве, что даже не позвонил мне — очевидно, чтобы не наговорить лишнего. Только на следующий день один из его попутчиков в этом «путешествии» прислал мне SMS с предложением еще раз проверить, входит ли Англия в Шенген. Вот тут я поняла, что дело пахнет керосином, даже за тысячи километров.

Весь оставшийся путь домой босс со мной не связывался, что, конечно, усиливало мои упаднические настроения и повышало уровень стресса. Но по приходе в офис как-то обошлось без порки. Остыл, похоже, за долгую дорогу домой. Путешествовали тогда в основном на автомобиле или автобусе, потому что самолеты стоили просто космос.

Но вспоминали мне этот случай часто и со смаком. Особенно удивлялись, что я пережила этот случай без последствий. Ведь характер у босса был далеко не нордический — в офисе летали предметы по поводу и без.

Пришла на новое место и удалила базу по документообороту

Светлана только-только сменила компанию и устроилась в новую на должность офис-менеджера. Не прошло и недели, как она успела крупно «накосячить»: удалить целую электронную базу с документами. Но все закончилось хорошо: через какое-то время все восстановили, ведь ключи от серверной девушке тогда выдать еще не успели.

— Я только начала работать в новой компании, но уже в первую неделю умудрилась крупно «накосячить». Дело в том, что наши документы загружались в единую базу через специальную программу на английском языке. Моя коллега только вышла из отпуска, и нам предстояло загрузить порядка 30 документов. Я загружала их, пытаясь быть максимально внимательной и аккуратной.

Однако к одному запросу прикрепила не тот ответ, и мне нужно было его удалить. Жму кнопку — ничего, жму еще раз — опять ничего. Выхожу, перезагружаюсь и снова жму «Удалить». Вроде получилось.

Следующий день был настоящим испытанием. Директор спросил меня, ничего ли я не удаляла в базе. Я произнесла, что были удалены только несколько документов. Но, как оказалось, пропала вся база. Полностью. Мне стало так страшно! Я никогда не делала ничего подобного, а тут мой первый масштабный «косяк», да еще и на новом месте. Я очень нервничала и испытывала сильный страх: что могут подумать о моей компетентности коллеги и начальство?

Сисадмин немного успокоил меня, объяснив, что все, что удаляется, не исчезает сразу же и базу можно восстановить. Но даже после этого я все еще чувствовала себя виновато и неловко. Однако, к моему удивлению, руководители не кричали на меня и даже не уволили. Они спокойно объяснили, что все может быть исправлено, и мы начали искать способы восстановления данных. Я почувствовала себя немного лучше, когда мы нашли людей с доступом к серверу и получили подтверждение, что базу можно восстановить. И когда все наконец было восстановлено, я испытала облегчение.

До сих пор рассказываю эту историю коллегам, но никто не верит, что такое вообще возможно.


Реклама
Первое в Беларуси банковское приложение для детей FinTeam от Белагропромбанка


FinTeam от Белагропромбанка научит вашего ребенка ответственно относиться к деньгам и зарабатывать их. Приложение поможет:

• правильно распределять собственные денежные средства;

• самостоятельно оплачивать услуги;

• копить и приумножать деньги с помощью раздела «Копилка»;

• получать денежное вознаграждение за выполнение заданий и поручений родителей в разделе «Контракты».

Сломал дверь и заставил посетителей лезть в окно

Можете себе представить, что вы пришли на работу, а замок в двери сломался так, что и не выйти? Денис не только может, он такое пережил. И это лишь часть неприятностей, ведь именно в этот день в квест-руме, где парень и сломал дверь, было запланировано мероприятие на 15 человек.

— Все происходило в игровом пространстве, где я когда-то работал. Будний летний день, когда обычно нет мероприятий, но нужно идти на работу. Зашел я, значит, в пространство и так сильно хлопнул дверью, что замок скоропостижно скончался и напоследок решил запереть меня и моего коллегу Диму в помещении.

Пока мы с ним пытались починить замок всем, что было под рукой — в основном кухонными вилками, ключами и отверткой, — на наш рабочий телефон стали названивать. Поднимаю трубку и слышу: «Мы на мероприятие, откройте шлагбаум». Собственно, про мероприятие мы забыли от слова «совсем». Дверь сломана, а гости уже на пороге.

Повезло, что наше пространство находилось на первом этаже. Мой напарник выпрыгнул в окно встречать гостей. Он должен был выиграть хоть несколько минут, пока я ковыряюсь с замком. Но одолеть его у меня не вышло, о чем я сообщил своему напарнику, а тот возьми да и предложи гостям влезть к нам через окно… Те, недолго думая, согласились. Их было 15 человек: 8 девушек в платьях и 7 парней в костюмах.

Весь вечер они выходили на улицу, в магазин, туалет и на курилку через окно. Мы тысячу раз извинились за неудобства, но посетители сказали, что теперь окно — фишка этого вечера и им все понравилось. Все ушли довольные, а замок мы заменили на следующий день.

Ошибки совершают все люди, и это нормально

Кто не рискует, тот не пьет шампанского… Но что делать, если риск не оправдался и вы все-таки «накосячили» на работе? Разбираемся с управляющим партнером консалтинговой компании ARTITERA, профессиональным хедхантером и карьерным консультантом Алексеем Немковичем.

—  Обычно ошибка происходит по причине недостаточной квалификации сотрудника или в результате неопределенности и множественности выборов. Что-то сделал на свой страх и риск, хотел как лучше, а вышло, как всегда. Важно отличать ошибку от проступка, который является результатом невыполнения установленных регламентов и процедур, несоблюдения инструкций, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей деятельности. 

Проступок — это намеренное и осознанное пренебрежение нормами и правилами.  Например, нужно две заклепки на деталь поставить, а ты ставишь одну. Это не ошибка, а проступок и за ним всегда должны следовать дисциплинарные воздействия: выговор, штраф, депремирование и т.д.

Ошибки совершают все люди и это естественная часть любой деятельности человека. Это часть нормы, мы учимся на ошибках, нет ни одного столяра или плотника, который не ударил себя молотком по пальцам. Ошибка — это факт, случай из практики, при котором достигнутый результат не соответствует планируемому. Важно понять, что привело к ошибке, чтобы начать исправление косяков.

— С чего начать исправление «косяков»?

— Лучший способ исправить ошибку  — сразу сообщить о ней. Чем раньше вы начинаете ее исправлять, тем меньше негативных последствий она принесет вам и вашему окружению. В идеале, предложить варианты решения и исправления допущенной ошибки, чтобы локализовать, купировать её. Если этого не сделать, последствия ошибки усугубляются.  Вот накосячил ты, но не исправил и через год или два всплывает такой же косяк, потому что ты по-прежнему не знаешь, как действовать. У тебя нет алгоритма решения, исправления или недопущения ошибки. Ведь “знать, как сделать” и “уметь сделать” — это разные вещи. Потому что когда ты ее совершил и не проделал “работу над ошибками”, то не создал и не закрепил в памяти механизм, как действовать правильно. 

— Почему мы не сообщаем о «косяках»?

— Первое, мы не осознаем ошибку. Не можем признать факт ошибки перед самим собой. Всё отрицаем, ищем внешние факторы, которые на нас повлияли: погода, государство, звезды не сошлись, руководитель не так сформулировал и так далее. Мы перекладываем ответственность на кого-то другого. 

Второе, когда мы признаем ошибку перед самим собой, но уже боимся сказать об этом своему руководителю или признать ее перед другими людьми. Это происходит потому что мы считаем, что признав ошибку мы ”потеряем лицо” или понесем за нее наказание.

Когда нас наказывают за ошибки - мы перестаем их совершать, всего по одной важной причине. Мы перестаем действовать и не берем на себя ответственность за результат. Ведь лучший способ не совершать ошибки - это ничего не делать! Именно так мы перестаём учиться новому, перестав ошибаться. Должны ли мы испытывать чувство вины за ошибку? Нет. За проступок — да. Вот только в жизни происходит с точностью наоборот.

— Что делать с «косячными» сотрудниками?

— Регламентировать их деятельность. Для того, чтобы что-то с кого-то требовать, нужен четкий и понятный алгоритм действий. Если человек его соблюдает и понимает, то количество ошибок значительно уменьшается. А когда ты не знаешь, как сделать правильно и у тебя нет инструкции или регламента, то ты всё пытаешься сделать по-своему. 

Взрослых людей нужно не воспитывать, а обучать. Как обучать? Первое, личным примером. Но это не значит, что директор должен стать за станок или писать за вас отчеты. Есть наставник,  мастер, старший смены, начальник цеха, человек, который должен показать, как надо и проконтролировать выполнение. Ведь к самостоятельной работе мы должны допускать человека, когда он достоверно умеет ее делать!

Второе, сотрудник должен понимать, что по результатам труда, он должен предоставить отчет о выполненной работе. Если человек знает, что его деятельность контролируют и проверяют, то он с меньшей вероятностью косячит. Потому что осознав ответственность, серьезнее и внимательнее относится к проделываемой работе. Для этого и ставят видеокамеры в офисах и цехах, регламентируют деятельность, вводят отчетность, чтобы люди знали, что их работа контролируется. Ведь мы контролируем в своей жизни, — то, что по-настоящему важно.

Если у человека есть четкий алгоритм, но он продолжает совершать повторяющиеся ошибки, значит ему нужно заняться чем-то другим. Как только мы увольняем такого сотрудника, мы совершаем благо по отношению к нему. К нему, и остальному коллективу. Увольнение — это не плохо. Важно понять, что у людей не всегда хватает решимости, чтобы уйти с работы, которая у них не получается. Начать что-то новое, то к чему он больше расположен. А потом бабах — в другой среде, компании, коллективе человек становится замечательным специалистом и я наблюдал десятки таких историй. 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by