В 2024 году в Беларуси удалили больше 24 миллионов записей с незаконно используемыми персональными данными. Около 500 человек лично пожаловались на то, что их данные оказались под угрозой. Об этом рассказали сегодня на митапе «Баланс прав. Как защитить потребителей и их персональные данные».
По словам директора Национального центра защиты персональных данных Андрея Гаева, в прошлом году центр получил больше 500 жалоб от людей, чьи персональные данные оказались под угрозой. Наибольшее количество жалоб — около трети — пришлось на сферу услуг. Следующая по частоте категория — жалобы людей друг на друга (например, когда соседи нарушали приватность, устанавливая камеры видеонаблюдения на территорию друг друга). Около 12% обращений было связано с работой товариществ собственников.
Самая крупная утечка персональных данных в прошлом году была связана с маршрутками, когда в сеть утекло около 980 000 единиц информации, содержащих личные сведения белорусов. При этом Андрей Гаев отмечает, что в целом за два последних года количество утечек персональных данных сократилось.
В Беларуси пока не планируют ввести оборотные штрафы для бизнеса о нарушении законодательства о персональных данных. По словам Андрея Гаева, важно дать компаниям возможность исправить нарушения. Сейчас крайняя мера — приостановка обработки персональных данных на информационных ресурсах системы. В прошлом году ее применили только однажды.
Бывает такая ситуация: человек поменял номер телефона, и новый владелец номера может попасть в его кабинеты на различных торговых площадках — например, там могут быть чужой адрес, дата рождения, сведения о составе семьи. Андрей Гаев отмечает, что дополнительных мер от регулятора тут не требуется: организация торговли и сферы услуг не может обладать полной информацией о том, принадлежит человеку аккаунт в данный момент или нет. Именно у человека остается право требовать изменения своих персональных данных в системе, поэтому, когда человек меняет номер телефона, логично, чтобы он сам сообщал об изменениях. Для этого организациям в Центре по защите персональных данных рекомендуют напоминать людям еще на этапе регистрации о том, что следить за актуальностью своих данных нужно самостоятельно.
— Если человек давал согласие, например, на получение рекламной рассылки, то зачастую еще встречается на практике ситуация, когда удаление личного кабинета не прекращает автоматически это согласие. Но человек должен быть проинформирован о том, что ему нужно сделать, чтобы свое согласие отозвать.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро