Реалити «Оффер за месяц». Эти люди на ваших глазах попробуют сдвинуть поиск работы с мертвой точки

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
11 июня 2024 в 8:00

Мы запустили реалити про поиск работы и за неделю собрали 118 заявок. Сегодня познакомим вас с тремя людьми, которые ищут работу уже больше полугода и готовы на ваших глазах менять этот процесс. Помогать им в этом будет карьерный консультант. На первой встрече «прожарили» резюме и самопрезентацию, а заодно развеяли пару мифов и собрали пачку полезных советов. Поехали!

Анкет нам прислали значительно больше, чем мы ожидали. Автор даже немного почувствовала себя HR-менеджером и поняла, зачем нужна большая воронка кандидатов: кто-то оказался трудоустроен, кто-то вышел на рынок совсем недавно, кто-то уезжал, кто-то не захотел публичности, кто-то просто не ответил. Были и счастливые случаи: два человека готовились выходить на работу, которую после долгих поисков нашли сами.

Тем не менее герои отыскались. Мы не обещаем им трудоустройство, но экспертные рекомендации — вполне. Они будут пытаться сдвинуть дело с мертвой точки на ваших глазах, а вести к заветному офферу будет HR-консультант и карьерный коуч Валерия Петросян.

Давайте знакомиться с героями проекта. Андрей за свои 35 лет устраивался на работу лишь раз. Потом стал ИП и является им уже 10 лет. Ищет работу с 2020 года из-за трудностей в предпринимательстве. Хочет работать с инженерными сетями, модульным ремонтом, закупками и обслуживанием техники, себя называет «завхозом 80-го уровня». У Андрея есть жена и двое детей, ему хочется стабильности и четкого рабочего графика. Все три года он ищет работу пассивно. За это время были случаи, когда его уже хотели брать, но в дело вступала еще одна проблема: мужчина не знает английского языка.

Олесь из России, в Беларуси живет четвертый год. С 14 лет работал поваром на кухне, стаж у него уже 20 лет, был и шеф-поваром, и бренд-шефом, и рестораны открывал. Несколько лет назад решил пойти в IT. Окончил курсы, стал Ruby-разработчиком и уже девятый месяц пытается найти стажировку или джуниор-позицию. Признается, что подушка безопасности позволяла не работать восемь месяцев, а сейчас он уже выходит на маленькие подработки по первой профессии, когда зовут знакомые.

Третья участница, Елена, на этот раз подключается к нам по видеосвязи из-за простуды. В анкете она писала, что была директором небольшой компании, попробовала разные роли в ретейле. На встрече сразу признается, что не умеет рассказывать о себе, и просит задавать вопросы. Уже больше года она рассылает резюме и не получает откликов. Сама связывает трудности в поиске с возрастом: ей 49 лет. «Отличный возраст», — возражает карьерный консультант. Елене интересно быть управленцем, а еще ее увлекает HR-сфера.

Валерия Петросян попросила всех участников подготовить к первой встрече резюме и сопроводительные письма — это «входная точка» в процессе поиска работы, эти файлы сильно влияют на результат. Сопроводительное письмо нашлось только у Олеся, остальные их никогда не писали. Эксперт просматривает распечатанные файлы и выносит вердикт.

— Я не из тех карьерных консультантов, которые будут успокаивать и гладить по головке. Если я не скажу вам прямо, вы будете ходить кругами и не понимать, что происходит. За эти пять минут я не услышала от вас никакой конкретики. В таком случае и нанимающий менеджер не поймет, что с вами делать.

Сразу выясняем, что нанимающим менеджером зовется любой человек, который активно участвует в поиске сотрудников. Это может быть собственник бизнеса, руководитель направления, HR-менеджер, рекрутер.

В планах Валерии — выдать героям матчасть, отсутствие которой превращает поиск работы в проблему. По ее словам, начинать всегда стоит с анализа себя и своего опыта. Взять чай, лист бумаги, ручку и расписать: чем я занимался, что могу делать, что не могу. Такая ревизия прошлого опыта будет актуальна для Андрея и Елены — им сейчас нужно понять, на какие позиции идти и как себя продавать. Консультант тут же делает заметки на резюме Андрея: системный администратор, инженер по видеонаблюдению, завхоз — с ходу накидывает пять таких возможных ролей. И советует на этом этапе не отметать простые вакансии, даже если зарплата там кажется низкой: «Смотреть надо все и делать воронку поиска максимально широкой». Ситуация Олеся для карьерного эксперта выглядит более простой: переквалификация из шеф-повара в Ruby-разработчика.

Еще на этом этапе нужно определить свою уникальность как специалиста.

— Рынок конкурентный. Если мы не будем знать, чем мы уникальны и в чем сильны, то не сможем продать себя компании.

Также нужно определить для себя желаемые локацию, формат работы и зарплату. С деньгами, кстати, есть нюанс, который может всплыть на собеседовании и помешать пройти дальше.

— Если нанимающий менеджер спрашивает, почему вы претендуете именно на эти цифры, худший ответ — это «Столько мне нужно для жизни». Наниматель не оплачивает жизнь кандидата, он платит за его труд, который оценивается в рынке. Если сумма выше рынка и вы ее так аргументируете, она воспринимается как необоснованная «хотелка», даже вызывает негатив. Это может звучать грубо, но поймите логику нанимателя, — объясняет Валерия.

В какой-то момент консультант удивляется, почему наши гости ничего не записывают. Она держит в руках два резюме Елены: одно — на позицию коммерческого директора, второе — на должность HR-менеджера. Говорит, что общая картинка не складывается, документ нужно основательно переработать. В бэкграунде Елены и Андрея есть статус ИП, и в комнате завязывается спор о том, почему это отталкивает работодателей. Если вкратце: нанимателю нужен исполнитель, а «ипэшник» сам думает как бизнес. У Валерии на это припасен контраргумент: ты, по сути, командный игрок, а ИП — это лишь форма.

— Это все можно говорить, когда тебя пригласили на интервью. Но резюме же просто отклоняют.

— Буду честна: если бы я работала в компании и увидела резюме Елены и Андрея, я бы тоже их, скорее всего, отклонила — но не из-за ИП, а потому, что не понимаю, что вы мне предлагаете.

Накаленную обстановку спасает смена темы. Наш эксперт замечает в резюме Андрея «вышку» по микроэлектронике и вспоминает компанию, где это может быть серьезным козырем, — Nero Electronics. Она готова поделиться контактами, но только когда Андрей переработает резюме: с нынешним шансы «зацепить» компанию минимальны.

Допустим, свое трудовое прошлое мы оценили — что дальше? Валерия Петросян говорит, нужно посмотреть на рынок и вакансии с позиции «Куда может подойти мой опыт?». А еще — изучить конкурентов.

— Рынок очень конкурентный, особенно последние пять лет. Его штормит абсолютно во всех сферах, не только в IT. Есть дефицит кадров в реальном секторе экономики, но невозможно найти сотрудников. Работодатели становятся избирательнее. Ты хочешь выбрать лучшего за адекватные деньги — это нормальная логика бизнеса.

За столом всплывает вопрос, зачем все это так анализировать. Эксперт отвечает, что тогда появится конкретика, которой сейчас не хватает: кто вы, на какие позиции можете претендовать, чем выделяетесь среди конкурентов. Кажется, чтобы получить оффер, сначала надо сделать его самому — рынку. А еще становится понятно, что резюме всем придется переделать. Валерия советует не оформлять его в виде таблицы: если распечатать, сложно сопоставлять разные колонки. К тому же в компаниях бывают ATS-системы для автоматической обработки: они считывают содержимое построчно, и таблицы будут этому мешать. Лучше будет последовательный текст.

— То, что резюме должно быть на 1—2 страницы, — это миф. Если у вас сильный управленческий опыт и он грамотно упакован, резюме вычитают. Мое резюме состоит из 5 страниц, и его дочитывают, я проверяла. Все потому, что там релевантная информация.

Рекомендации Валерии по структуре и наполнению резюме мы решили собрать в таблицу.

Блок Хорошо бы сделать Так лучше не делать
Личная информация Указать имя и фамилию, позицию, на которую претендуете, телефон и имейл. Добавить локацию, но без точного адреса.
Обозначить готовность к релокации и командировкам.
У кого есть репозиторий, можно это указать.
Добавлять фотографию, гражданство, пол и возраст (это работодатель может понять по году окончания университета и опыту работы).
О себе Написать краткую выжимку своего опыта в несколько предложений с цифрами и достижениями.
Опыт работы Написать релевантные места работы, сверху должны быть самые свежие. Опыт работы в другой сфере обозначить одним периодом. Перечислить конкретные обязанности (например, организовал работу 5 магазинов). Выделить достижения. Оставлять большие пробелы в опыте работы. Но пробел в год в общем контексте может выглядеть нормально. В резюме женщины пробел до трех лет — это окей.
Образование Самое свежее должно быть сверху. Если курсов много, их можно написать отдельным блоком.
Хард-скилы Сделать четкий перечень. Писать про иностранный язык, если его уровень низкий (исключение — разработчики).
Софт-скилы Написать неизбитые.

В начале встречи на лицах героев читались скепсис и недоверие, но из нашего офиса они уходят с более позитивным настроением и «домашкой»: перепаковать свой опыт, исправить резюме. А Елене и Андрею предстоит впервые в жизни написать сопроводительные письма — Валерия дала шаблоны для них.

Встретимся таким же составом через две недели и узнаем, что получилось.

Как вам «прожарка»?
725 человек уже сделали свой выбор!

«Если человек отправил 100 откликов без результата, у меня возникает вопрос»

Долгий поиск работы — это вообще сколько? Валерия говорит, что все зависит от позиции. Если она рядовая (например, тестировщик, кассир, специалист кол-центра), нормально искать работу до трех с половиной месяцев. Если управленческая — в поиске можно быть и 8, и 12, и даже 14 месяцев. Если такой «порог» пройден, стоит задуматься: все ли ты делаешь правильно и в достаточной степени?

— Если человек отправил 100 или 200 откликов и не получил результата, у меня, как у карьерного консультанта, возникает вопрос: а какое качество этих откликов?

Валерия вспоминает, что когда-то получала отклики, где экспертиза была описана неразвернуто, буквально в одну строчку, и такие кандидаты неконкурентоспособны: рекрутеры ожидают информативные резюме, где есть четкий набор навыков.

— Они не играют в рулетку: у тебя есть 100 откликов, из них 90 — с развернутым описанием. На остальные 10 время тратиться не будет. Рекрутер перегружен, он не готов звонить и добираться до истины, когда есть высокая конкуренция, а такие резюме пойдет изучать только тогда, когда воронка маленькая: например, на вакансию поступает всего два отклика в день.

Если разослать 50 откликов, принесет ли это новую работу? Валерия говорит, что не факт. По ее словам, важно не количество, а регулярность и релевантность. Еще важно откликаться быстро. Однажды ей на вакансию фронт-энд-разработчика за первую неделю пришло 1600 откликов, и тогда больше повезло первым кандидатам.

— Я всегда рекомендую комплексный подход: не только откликаться, но и писать на почты компаний, звонить нанимающим менеджерам или даже собственникам бизнеса. У меня был кейс, когда мы со специалистом нашли номер не HR-менеджера, а собственника бизнеса. Тот сказал: «Скиньте мне резюме, я отправлю его в HR-отдел». И человека пригласили на собеседование сразу же! Потому что руководитель прислал: мало ли, блатной кандидат, — смеется Валерия. — Можно еще заходить через сотрудников: во многих компаниях есть реферальная программа, причем не только в IT.

На вопрос, почему люди «подвисают» в поиске работы, у Валерии есть несколько ответов. Первое — человеку не хватает гибкости: он не готов «двигаться» по деньгам, функциям, графику. Второе — он неверно изучил рынок труда: посчитал свою позицию легкой или переоценил зарплату. Третье — сильно переживает.

— Я напомню, что каждому человеку нужна только одна работа. Надо подходить к этому с холодной головой: всегда будут люди лучше и хуже нас. Мы можем не успеть, не понравиться, напомнить нанимателю специалиста, который однажды сделал что-то плохое. Это просто нужно принять как данность.

«Это опрометчиво — по долгому поиску работы вешать ярлык»

В соцсетях можно встретить посты, которые начинаются примерно так: «Я ищу работу уже полгода — и вот что понял». Могут ли они оттолкнуть работодателя мечты? Валерия считает, что все дело в контенте — его нужно фильтровать. Жалобы и скриншоты личных переписок могут подсказать нанимателю, что лучше потратить время на другого кандидата. Если же человек пишет про наблюдения о рынке, свой профессиональный рост, с ним может быть интересно пообщаться.

— Не возникнет ли у нанимателя от таких постов мысль из разряда «раз за полгода человека никто не забрал, может, специалист не очень хороший»?

— Это будет примитивное мышление: всегда нужно смотреть позицию, локацию, резюме. Это опрометчиво — только по этому фактору сразу вешать на человека ярлык.

Собеседница «сдает» нам лайфхак рекрутеров: они заходят в LinkedIn почитать комментарии, которые оставляет кандидат. Если там токсичность, хейт, оскорбления, его могут не захотеть брать в команду.

Еще одна фишка этой соцсети — зеленая плашка Open to work, которую ставят на аватарку люди в поиске работы. Правда, ходят слухи, что долго держать ее не стоит, чтобы не подчеркивать неудачи.

— Я все-таки считаю, что это больше про экономию времени, чем про отчаяние. Ты сразу заявляешь, что находишься в поиске, — нанимающий менеджер понимает, что ты быстро согласишься на звонок и выход на работу. Правда, когда этот зеленый маячок висит долго, он может создавать дискомфорт самому человеку. Можно убирать его на какое-то время, менять фотографии.

Анализировать свой процесс поиска работы Валерия предлагает с помощью такой таблицы.

Название компании, контактное лицо Описание вакансии Где нашли вакансию Как взаимодействовали Куда отправляли отклик Получили ли ответ. Если да, какая была формулировка

Когда в этой таблице наберется 7—10 компаний, можно будет заметить тенденции. На каком этапе рушится поиск работы? Что отвечают? Какие типы компаний приглашают охотнее?

В следующий раз расскажем про то, как организовать поиск работы, где брать вакансии и как уверенно проходить собеседования.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by