10 июля 2024 в 8:00
Автор: Наталья Ражкова. Фото: Влад Борисевич. Коллаж: Максим Тарналицкий

Реалити «Оффер за месяц». Кому из героев удалось найти работу?

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Влад Борисевич. Коллаж: Максим Тарналицкий

В этом реалити трое героев, зависших в поиске работы, пытаются найти ее на ваших глазах при помощи карьерного консультанта. Прошел месяц со старта проекта — пора подвести итоги эксперимента. В этой серии много эмоций и свежие советы от карьерного консультанта — на этот раз про то, как выбирать между двумя офферами. Напомним, уже больше полугода отвоевать новую работу у рынка труда пытаются Андрей, Олесь и Елена.

Андрей — технический специалист, сейчас работает как ИП, но из-за трудностей в предпринимательстве ищет место в штате. Олесь — шеф-повар с 20-летним стажем на кухне, а теперь еще и Ruby-разработчик в поисках стартовой позиции. Елена хочет найти позицию управленца или HR-менеджера, а за плечами у нее серьезный бэкграунд в ретейле и предпринимательский опыт. Реалии рынка труда участникам объясняет HR-консультант и карьерный коуч Валерия Петросян. В прошлый раз она снова «прожарила» резюме героев и выдала им рекомендации, как и куда стучаться.

Как думаете, кто сегодня с оффером?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Начинаем с Олеся, который снова переработал резюме. Консультант заглядывает в него: правки лишь косметические, сам документ Валерия оценивает уже на 8+ баллов. Также участник завел таблицу поиска работы, получил один отказ и ждет ответ по семи вакансиям и одной стажировке. Валерия советует ему не довольствоваться только hh.ru, а находить эйчаров в LinkedIn и писать им.

— В LinkedIn ты устанавливаешь человеческий контакт, у тебя больше инструментов, чтобы повлиять на человека. Поэтому откликнулся на hh.ru, написал в LinkedIn, отправил на почту.

По словам Валерии, если подходящий кандидат пишет в LinkedIn, то рекрутер сразу пойдет с ним общаться: обычно людям этой профессии бонусы приносят те вакансии, которые они закрыли. Так что им выгоднее найти сотрудника быстрее.

— Для альтернативы могут еще отобрать пару штук с джоб-бордов, но другие 300 откликов могут висеть, и до них не дойдут руки.

— То есть у рекрутера нет цели отсмотреть всех кандидатов и выбрать из них лучшего?

— Нет конечно. Даже больше: если в окружении или в базе есть релевантный кандидат, они сходят к нему еще до публикации вакансии, чтобы сэкономить время и поскорее найти подходящего. У рекрутеров бешеная нагрузка.

Оффера у Олеся пока нет, он планирует откликаться и дальше. Финальные советы Валерии для него такие: сделать англоязычную версию резюме, активно вести LinkedIn, расширить воронку поиска (про шесть способов искать работу мы писали в прошлый раз) и не отказываться от профессии шеф-повара: она пока более надежная, чем Ruby-разработчик.

— Я перестал сомневаться в себе, — собеседник называет один из итогов месяца в реалити.

Переключаемся на Андрея. Валерия обещала при условии хорошего резюме дать ему контакты HR-специалиста Nero Electronics — компании, с которой может быть хороший «мэтч». Мужчина уже успел побывать там на собеседовании, но не срослось. Ему предложили такой вариант: снизить финансовые ожидания на 1500—2000 рублей, выбрать нишу и работать. Андрей говорит, что к такому сейчас не готов: ему 35 лет, есть двое детей.

— В среду я первый раз разместил резюме, которое помогла сделать Валерия. Откликнулся на пять вакансий, писал сопроводительные письма. Наутро меня приглашали три HR, но я решил: не мое.

На вопрос Валерии «Почему?» Андрей отвечает коротко: финансовые вопросы.

— Я уже три встречи вам говорю: проведите исследование рынка труда, наниматели не платят за ваши «хотелки». Есть рыночная стоимость. Или переквалифицируйтесь, если не те профессии, — замечает консультант.

Тут выясняется, что один из этих откликов Андрея был на должность охранника.

— А зачем вам идти охранником, если у вас абсолютно другой профиль? — удивляется Валерия, которая пару раз «прожарила» резюме технического специалиста.

Логика мужчины такая: работу охранником можно приплюсовать к предпринимательству — в сумме денег и стабильности будет больше. Говорит, что ему бы подошли два варианта: или в штат на хорошее финансовое предложение, или добавить к ИП что-то с гибким сменным графиком.

— В идеале я бы хотел найти работу по графику сутки через трое, сутки через четверо тысячи под две рублей.

— Видели ли вы такие вакансии?

— Смотрел часа три-четыре и, к сожалению, не видел, — Андрей пришел к выводу, что лучше заниматься развитием ИП.

— Зачем вы откликались на охранника, я вообще не понимаю, — продолжает недоумевать Валерия. — Это как сделать экспертный профиль технического специалиста, а подаваться поваром. Это полный расфокус и неправильное позиционирование себя на рынке. Это как я, будучи HR-директором, приду и скажу: хочу быть кассиром. И дело не в даунгрейде, а в том, что я не кассир, это не мой профиль.

Андрей снова пытается объяснить свою позицию, в поддержку приходит Елена.

— Вот есть цель — 4000 рублей. Проработали стратегию, человек сделал резюме, вы отшлифовали — эта стратегия все равно работает, он в поиске. Но надо есть, закрывать бытовые потребности. Человек очень ответственный, у него есть семья. Работа охранником — это просто источник дохода.

В офисе завязывается спор. Валерия говорит Андрею прямо:

— Вам в наем вообще не надо. Там не будут готовы платить эти 4000 рублей. Nero здесь была одним из примеров: вы не подошли по техническим навыкам, а за тот опыт, который есть, компания не готова платить 4000. Я буду с вами честна: если такая найдется, она снимет с вас три шкуры. Мы с вами посмотрели рынок, для работы в найме нужно согласиться с правилами игры и допустить финансовый даунгрейд. Но я считаю, что наем вам неудобен и не нужен. Вам нужно развиваться самому.

По словам HR-эксперта, если бы запрос Андрея изначально был «4000 рублей из разных источников», то и стратегию поиска надо было строить по-другому.

— Я считаю, какой был запрос, на тот и был ответ. Если вы переживаете, что не до конца выполнили все его запросы… — Елена пытается подытожить спор и донести мысль, что Андрей расширил спектр поисков и это его личное дело.

— Нет, поверьте, я за собой ни одного грешка не чувствую: я была с вами на связи, вы могли писать сколько хотите, проверяла все ваши документы, давала советы, — отвечает Валерия уже всем участникам. — Меня это ошарашило. Я бы могла подсказать что-то иначе, еще что-то посоветовать, и это время было бы потрачено более эффективно.

Андрей объясняет, что ищет не именно вакансию охранника, а комфортную работу, которая обеспечит материальные блага и позволит ему дальше развивать ИП. Тут уже Олесь задается вопросом: зачем тогда «ипэшнику» вообще искать вакансии? Один спор перетекает в другой, и нить беседы теряется.

— Я попросила обратную связь у Nero и дам вам совет на будущее, — возвращает всех к теме Валерия. — Мы говорили об этом в рамках второй встречи: ни в коем случае не высказывайте негатив в отношении своих прошлых работодателей.

По словам Андрея, на том собеседовании речь зашла о сложном случае с одним из его заказчиков. Мужчина поделился своим видением ситуации, а потенциальный работодатель увидел в этом «красный флаг» и повод отказать. Обстановка за столом накаляется, пора переключиться на Елену и ее итоги месяца.

На эту встречу участница принесла переработанное резюме. Валерия оставляет на нем много пометок — у Олеся и Андрея с первыми версиями было так же.

— Если вы претендуете на управленческую роль, резюме не должно быть тезисным, — отмечает карьерный консультант. — На этой позиции вы должны хорошо продавать себя как управленец. Чем больше и качественнее вы распишете, тем быстрее продадите себя компании.

Просим Елену подвести свои итоги месяца реалити. Первым значимым для себя результатом она называет выход из зоны комфорта. Ощущения в процессе характеризует коротко: «Это жесть». Еще ей было полезно узнать, какие резюме сейчас в тренде на рынке труда. Третий ее результат лежит в плоскости того, что искать.

— Начало формироваться представление, чего я хочу. Мне интересно то, в чем я понимаю, специальности, где я как рыба в воде. Это HR, управленец и минимально заведующий или директор магазина.

Проверить в деле обновленное резюме ей пока не удалось, и это сознательное решение.

— По личным обстоятельствам я сейчас не готова выкладывать резюме, даже если бы оно было идеальным. Я хочу закрыть свои личные вопросы и где-то с августа приступить к поиску, — делится планами участница и называет основным направлением поиска роль коммерческого директора. — План Б — это HR или заведующий магазином. Это то, что я могу делать практически с закрытыми глазами.

Какой вердикт будет у Валерии?

— Точно надо «упаковать» резюме. Изначальное и новое будут как небо и земля. Второе: не знаю уровень личных проблем и надеюсь, что это действительно основание откладывать поиск работы. Мне важно, чтобы это было обоснованно на вашей стороне, не было оправданием лени или нежелания. Я привыкла верить людям и верю вам. Желаю справиться с личными проблемами скорее, чтобы в августе вы действительно приступили к поиску работы. По-прежнему желаю всем быть гибкими. Мне нравится, что у вас есть два вектора. HR-менеджер — скорее да, HR-директор — скорее нерелевантная для вас позиция. Я бы рекомендовала делать акцент на роль заведующей как на лучшую из плана Б.

«Мэтч» Елены и позиции коммерческого директора Валерии оценить пока трудно: нужно глубже изучать навыки. И тут тоже будет нужна продающая «упаковка».

Напоследок карьерный консультант предлагает героям бонус от себя: до конца месяца быть с ними на связи. Наш эксперимент закончился. Оффера пока нет ни у кого.

«Ты не сможешь выйти на рынок спустя три года с тем же бэкграундом»

Бывает, что человек не может найти работу по основной профессии, но его навыки могут пригодиться в других сферах — тогда он сможет быстрее закрыть рабочий вопрос. Но тут есть подводные камни.

— Если ты хочешь выйти к хорошим финансам и достойному уровню жизни, важно выбирать два-три направления и развиваться в них. В идеале — одно. Я понимаю ситуации, когда люди меняют направление в связи с жизненными обстоятельствами, и тогда лучше всего делать так, чтобы навыки, которые ты приобретешь, дополнили основной профиль, — считает Валерия Петросян.

Карьерный коуч говорит, что опасность карьерных ответвлений в том, что по основному направлению ты деградируешь.

— Ты не сможешь выйти на рынок спустя три года с тем же бэкграундом, он устаревает. Для нанимателя есть конкуренты с актуальным опытом — зачем ему тратить время, чтобы помочь тебе вернуть твою экспертизу? Поэтому при поиске смежных позиций нужно думать стратегически: как это повлияет на твой основной план? Это шахматная доска.

Допустим, весь путь поиска работы пройден и на руках два оффера, причем оба классные. По деньгам и другим ключевым параметрам они примерно одинаковы. Как выбрать? Эксперт советует смотреть глубже.

— В первую очередь нужно оценить позицию: она временная или с перспективой роста? Если первый оффер — проектная работа на три месяца, а второй на старте предполагает небольшой даунгрейд, но в перспективе — хороший карьерный путь, то лучше история вдолгую. В первом случае ты можешь снова вернуться на рынок и потратить месяцы на поиск новой работы. Кажется, что в деньгах первый вариант выигрышный, но если рассчитать, то нет. Ты выигрываешь в долгой истории.

По словам Валерии, дальше нужно проанализировать задачи на будущей работе: они бросают вызов или ведут к деградации? Еще стоит обращать внимание на перспективы роста. Если в одном оффере зарплата выше, но нет перспектив ни вертикального, ни горизонтального роста, а второй оффер чуть хуже по деньгам, но позволяет приобрести дополнительные навыки, тогда это более выигрышное предложение с точки зрения карьеры. Также стоит посмотреть на компанию: чем она занимается, какая она на рынке, какие у нее цели? Вдруг она планирует в ближайший год захватить весь белорусский рынок или выйти на международный — причастность к этому станет дополнительным ценным пунктом в резюме. И еще один момент, на который стоит обратить внимание, — это команда. Будет ли поддержка и страховка, адекватное распределение ресурсов и задач? Новичкам Валерия рекомендует идти работать туда, где есть команда специалистов такого же профиля: так быстрее можно обучиться и перенять их опыт. Экспертам же может быть выгоднее другая стратегия: выбрать узкую направленность и идти в маленькую компанию — так можно быстрее расширить зону компетенций и увеличить свой доход.

Когда от оффера лучше отказаться, даже если он долгожданный? Карьерный коуч выделяет три ситуации:

  1. Нет четко прописанных договоренностей, например, о позиции, формате и условиях работы, вознаграждении. Эдакий подход «Приходите работать, а там уже договоримся».
  2. Компания не дает кандидату несколько дней для принятия решения и неадекватно реагирует на дополнительные вопросы с его стороны.
  3. Одно из условий в оффере — три месяца неоплачиваемой стажировки. Иногда компании набирают кандидатов на такие условия сразу «партией».

— Из опыта и наблюдений: через три месяца будет новая бесплатная «партия». Если мы говорим про бесплатную стажировку, то адекватный срок — до двух-четырех недель (до четырех-восьми часов в день). Этого времени более чем достаточно, чтобы определить, подходит ли кандидат.

Допустим, работа мечты найдена, оффер принят, а на испытательном сроке сотрудник понимает, что ошибся, и уходит. Нужно ли такой короткий период работы указывать в резюме? Валерия напоминает, что в случае разочарования важно не рубить сгоряча, а сначала поговорить.

— Есть большое количество нанимающих менеджеров и компаний, которые готовы проговорить все еще раз и по возможности что-то изменить, чтобы это была история с продолжением сотрудничества. Если ситуация неисправима, то нужно понять, как это будет выглядеть в общей карьерной стратегии: если каждые два-шесть месяцев меняется работа, это не очень хорошо. Но если это разовая акция: ты работал два года, три года, год и тут — внезапно — три месяца, то ничего страшного.

В конце проекта мы просим Валерию дать три главных совета всем, кто сейчас ищет работу. Она говорит, что, во-первых, нужно не сдаваться, не опускать руки и не жалеть себя. Следует помнить, что работа нужна только одна.

— Во-вторых, нужно выделять на это время каждый день, разработать себе алгоритм поиска и идти по нему. Важно понимать, что поиск работы — это работа. В-третьих, осознать, что нужно быть гибким. Хорошую работу находят те, кто гибок, адаптивен, умеет договариваться, кто не отшивает предложения по каким-то поверхностным пунктам, а смотрит в глубину.

Читайте также:


Реклама
Планируйте будущее уже сейчас!

С помощью дополнительной накопительной пенсии за счет собственных взносов и участия государства.

Почему это выгодно?

• Трудовой стаж не влияет на право получения дополнительной пенсии;

• При выборе тарифа от 1 до 3% государство удваивает взнос. При выборе от 4 до 10% — добавляет 3%;

• Участие в программе не влияет на размер трудовой пенсии; 

• Дополнительная пенсия наследуется, а в случае инвалидности 1 и 2 группы выплачивается единовременно досрочно;

• Льгота по подоходному налогу.

Рассчитать будущую пенсию и заключить договор.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by